15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-7°
(Облачно)
93 %
2 м/с
$ — 95.8024 руб.
€ — 99.1953 руб.
Сакральное значение осетинских пирогов
27.01.2025
13:36
7 743
Сакральное значение осетинских пирогов

Северная Осетия уже давно стала точкой притяжения для туристов со всего мира. Она завораживает своими красотами, радует гостеприимством. В последнее время все больше путешественников хотят познакомиться с культурой и традициями горского народа, а также национальной кухней, в которой особое место по праву занимают осетинские пироги. В последнее время они стали популярны не только в России, но и за ее пределами. Их можно встретить не только в лучших ресторанах Осетии, но и далеко за ее пределами. Это блюдо завоевало сердца многих гурманов благодаря своему насыщенному вкусу и разнообразию начинок.
Для осетин пироги – не просто еда, они являются неотъемлемым атрибутом традиционного застолья и имеют глубокий сакральный смысл.

История возникновения национального блюда своими корнями уходит в глубокую древность и берет начало в кухне предков современных осетин: сарматов, скифов и аланов. Первые упоминания о символах Осетии мы можем найти в памятнике народного творчества – Нартском эпосе: – «Внеси-ка нам пироги, с обильной начинкой из сычужного сыра и политых маслом!».

Много столетий назад наши предки для ритуалов использовали лепешку. Как известно, древние осетины вели кочевой образ жизни. В их рационе преобладало мясо и молочные продукты. Они практически не занимались земледелием, в следствие чего злаки ценились на вес золота. К тому же процесс приготовления пирогов занимал немало времени. По этим причинам выпекали лепёшки исключительно по особому поводу, и тесто хозяйки, в целях экономии раскатывали очень тонко, а вот начинка всегда была обильной.

«До появления пирогов молитвы возносили лепешками. Земли было мало и не было условий для того, чтобы посеять и собрать хороший урожай пшеницы, в горах могла уродиться не на всяком клочке земли. И поэтому не было ничего почетней, как отблагодарить в молитве Всевышнего за благополучие тремя пирогами или порадовать ими дорого гостя. А скота, напротив, было много, соответственно и молочных продуктов, в том числе и сыр, вот поэтому и начинки так много. Несмотря на опасность нападения разбойников, брали сыр, шерсть, мясо и отправлялись в другие ущелья, чтобы обменять их на злаковые, либо купить их, чтобы прокормить семью» – делится с «15-ым Регионом» заместитель председателя МОД  “Верховный совет осетин” Руслан Туаев.

Три пирога у осетин являются главным обрядовым блюдом на традиционном столе. Они подаются по три штуки на блюде, сложенные друг на друга, а на траурные мероприятия – два, убирая пирог, символизирующий солнце, так как оно погасло для усопшего навсегда.

Пироги имеют сакральное значение и олицетворяют собой основы мироздания, три столпа вселенной. Поэтому блюдо с пирогами нельзя вращать, по поверьям, если вращать пироги, то можно нарушить гармонию во вселенной и навести в ней хаос. Нарезают их на восемь частей, так как во многих верованиях считается, что круг с восемью отсеками олицетворят собой солнце. дающее жизнь всему живому на земле.

«У осетин три пирога не случайное количество. Вы знаете, что не проживёшь без солнца, без земли и без воды. Земля нас кормит, без воды долго не проживёшь, а если не будет солнца и вовсе жизни не будет. Наши предки были мудрыми людьми и поэтому молились тремя пирогами, каждый из которых олицетворял ту или иную стихию», – отметил Туаев.
Помимо круглых пирогов, по особым случаям делают и треугольные пироги, они предназначены для религиозных праздников. Согласно обрядовым традициям, их несут в святилища, вместе с мясом жертвенного животного, либо пекут для покровителя. Æртæдзыхонтæ (три треугольных пирога) никогда не ставили на праздничный стол в доме, а в святилищах, на блюде их располагали так, чтобы при их рассмотрении получалась девятиконечная звезда.

«Говоря о треугольных пирогах, хочу сказать, что многие ошибаются. Треугольные пироги носят как правило на святые места и к ним нельзя прикасаться ножом. Согласно традициям, когда ими возносят молитву к Всевышнему, их разделяют руками. Верхними пирогами возносят молитвы, а нижний он для семьи, которая отправила на святое место пирог, каждый должен был попробовать кусочек обязательно», – добавил Руслан Туаев

В последние годы спрос на осетинские пироги значительно вырос. Их полюбили жители всей нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем увеличилось и количество недобросовестных производителей, которые, чтобы угодить клиентам, пытаются выдать свои кулинарные фантазии за традиционный осетинский пирог. В связи с этим на рынке стали появляться пироги с разнообразными начинками, которые являются лишь вольной интерпретацией на тему традиционных осетинских пирогов.

«Все пироги, с разнообразными начинками, которые мы можем видеть не имеют никакого отношения к осетинской культуре и народу. Изначально на осетинском столе в дни праздника, пироги для молитвы всегда были сделаны исключительно из сыра, не из чего другого. И даже на траурные мероприятия, только из сыра. На торжества у наших предков был на столе еще «фыдджын». А потом жизнь становила изобильнее и чтобы не тратить много сыра, стали делать и «цахараджын» (пирог со свекольной ботвой), «картофджын» (пирог с картошкой), «давонджын»(пирог с черемшой), «къабускаджын»(пирог с капустой), но для молитвы, только «уалибах»(пирог с сыром). А вот с грибами и прочими начинками- это не осетинские пироги. У нас сейчас готовят блюда разных стран и народов, хочешь японская, хочешь китайская, на любой вкус, вот и готовят пироги с разными начинками», – подчеркнул Руслан Туаев

Осетинские пироги – не просто кулинарный изыск, прежде всего это ритуальное блюдо с глубоким сакральным смыслом, без которого не обходится ни одно мероприятие в республике.