Северная Осетия уже давно стала точкой притяжения для туристов со всего мира. Она завораживает своими красотами, радует гостеприимством. В последнее время все больше путешественников хотят познакомиться с культурой и традициями горского народа, а также национальной кухней, в которой особое место по праву занимают осетинские пироги. В последнее время они стали популярны не только в России, но и за ее пределами. Их можно встретить не только в лучших ресторанах Осетии, но и далеко за ее пределами. Это блюдо завоевало сердца многих гурманов благодаря своему насыщенному вкусу и разнообразию начинок.
Для осетин пироги – не просто еда, они являются неотъемлемым атрибутом традиционного застолья и имеют глубокий сакральный смысл.
История возникновения национального блюда своими корнями уходит в глубокую древность и берет начало в кухне предков современных осетин: сарматов, скифов и аланов. Первые упоминания о символах Осетии мы можем найти в памятнике народного творчества – Нартском эпосе: – «Внеси-ка нам пироги, с обильной начинкой из сычужного сыра и политых маслом!».
Много столетий назад наши предки для ритуалов использовали лепешку. Как известно, древние осетины вели кочевой образ жизни. В их рационе преобладало мясо и молочные продукты. Они практически не занимались земледелием, в следствие чего злаки ценились на вес золота. К тому же процесс приготовления пирогов занимал немало времени. По этим причинам выпекали лепёшки исключительно по особому поводу, и тесто хозяйки, в целях экономии раскатывали очень тонко, а вот начинка всегда была обильной.
«До появления пирогов молитвы возносили лепешками. Земли было мало и не было условий для того, чтобы посеять и собрать хороший урожай пшеницы, в горах могла уродиться не на всяком клочке земли. И поэтому не было ничего почетней, как отблагодарить в молитве Всевышнего за благополучие тремя пирогами или порадовать ими дорого гостя. А скота, напротив, было много, соответственно и молочных продуктов, в том числе и сыр, вот поэтому и начинки так много. Несмотря на опасность нападения разбойников, брали сыр, шерсть, мясо и отправлялись в другие ущелья, чтобы обменять их на злаковые, либо купить их, чтобы прокормить семью» – делится с «15-ым Регионом» заместитель председателя МОД “Верховный совет осетин” Руслан Туаев.
Три пирога у осетин являются главным обрядовым блюдом на традиционном столе. Они подаются по три штуки на блюде, сложенные друг на друга, а на траурные мероприятия – два, убирая пирог, символизирующий солнце, так как оно погасло для усопшего навсегда.
Пироги имеют сакральное значение и олицетворяют собой основы мироздания, три столпа вселенной. Поэтому блюдо с пирогами нельзя вращать, по поверьям, если вращать пироги, то можно нарушить гармонию во вселенной и навести в ней хаос. Нарезают их на восемь частей, так как во многих верованиях считается, что круг с восемью отсеками олицетворят собой солнце. дающее жизнь всему живому на земле.
«У осетин три пирога не случайное количество. Вы знаете, что не проживёшь без солнца, без земли и без воды. Земля нас кормит, без воды долго не проживёшь, а если не будет солнца и вовсе жизни не будет. Наши предки были мудрыми людьми и поэтому молились тремя пирогами, каждый из которых олицетворял ту или иную стихию», – отметил Туаев.
Помимо круглых пирогов, по особым случаям делают и треугольные пироги, они предназначены для религиозных праздников. Согласно обрядовым традициям, их несут в святилища, вместе с мясом жертвенного животного, либо пекут для покровителя. Æртæдзыхонтæ (три треугольных пирога) никогда не ставили на праздничный стол в доме, а в святилищах, на блюде их располагали так, чтобы при их рассмотрении получалась девятиконечная звезда.
«Говоря о треугольных пирогах, хочу сказать, что многие ошибаются. Треугольные пироги носят как правило на святые места и к ним нельзя прикасаться ножом. Согласно традициям, когда ими возносят молитву к Всевышнему, их разделяют руками. Верхними пирогами возносят молитвы, а нижний он для семьи, которая отправила на святое место пирог, каждый должен был попробовать кусочек обязательно», – добавил Руслан Туаев
В последние годы спрос на осетинские пироги значительно вырос. Их полюбили жители всей нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем увеличилось и количество недобросовестных производителей, которые, чтобы угодить клиентам, пытаются выдать свои кулинарные фантазии за традиционный осетинский пирог. В связи с этим на рынке стали появляться пироги с разнообразными начинками, которые являются лишь вольной интерпретацией на тему традиционных осетинских пирогов.
«Все пироги, с разнообразными начинками, которые мы можем видеть не имеют никакого отношения к осетинской культуре и народу. Изначально на осетинском столе в дни праздника, пироги для молитвы всегда были сделаны исключительно из сыра, не из чего другого. И даже на траурные мероприятия, только из сыра. На торжества у наших предков был на столе еще «фыдджын». А потом жизнь становила изобильнее и чтобы не тратить много сыра, стали делать и «цахараджын» (пирог со свекольной ботвой), «картофджын» (пирог с картошкой), «давонджын»(пирог с черемшой), «къабускаджын»(пирог с капустой), но для молитвы, только «уалибах»(пирог с сыром). А вот с грибами и прочими начинками- это не осетинские пироги. У нас сейчас готовят блюда разных стран и народов, хочешь японская, хочешь китайская, на любой вкус, вот и готовят пироги с разными начинками», – подчеркнул Руслан Туаев
Осетинские пироги – не просто кулинарный изыск, прежде всего это ритуальное блюдо с глубоким сакральным смыслом, без которого не обходится ни одно мероприятие в республике.
Русский язык как мост дружбы
Осетинский театр отмечает 90-летний юбилей
В Дигоре определились победители турнира по вольной борьбе памяти Солтана Бердиева
Дефицит бюджета Северной Осетии за девять месяцев предварительно составил 1,23 млрд рублей
Первооткрыватель девонской нефти Татаркан Золоев
Тени Гражданской войны на Китайской площади
Исчезающие ремёсла эпохи нейросетей
Что едят наши дети