15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
11°
(Дождь)
100 %
0 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
«Внутренний человек»
22.10.2022
22:57
2 041

Так называется выставка работ молодого художника Сослана Сосиева, открывшаяся в одной из культурных локаций Петербурга. Автору еще нет и тридцати лет, и несмотря на то, что это его первая персональная экспозиция, он уже хорошо известен специалистам и любителям живописи.

Сосиев родился во Владикавказе, а когда ему было одиннадцать лет, его семья переехала в северную столицу. Мальчик, уже тогда живо интересовавшийся искусством, ходил по питерским книжным магазинам и часами рассматривал там альбомы с репродукциями великих мастеров. Продавцы с умилением поглядывали на юного ценителя художественной классики, а потом к своему удивлению замечали его в другом отделе, где находились книжки для детей младшего школьного возраста. Дело в том, что его привлекали и творческие поиски иллюстраторов. И именно в детской литературе наименее ограничены полет фантазии и богатство колорита. Уже в то время он интуитивно нащупывал то, к чему позднее пришел за мольбертом сам.

После окончания лицея при петербуржской академии художеств, Сослан поступил в знаменитый институт имени И.Е. Репина, а уже в следующем году удостоился премии, носящей имя великого русского реалиста. Кроме того, в награду ему досталась и поездка в Италию для непосредственного ознакомления с шедеврами кисти и резца. Эта славная традиция отправлять лучших молодых художников в страну Леонардо и Рафаэля восходит в России еще к 18 веку и продолжается поныне. Вернувшись на Родину, Сосиев возобновил учебу в институте, перейдя в мастерскую монументальной живописи под руководством академика С. Н. Репина. Сергей Николаевич – однофамилец создателя «Бурлаков на Волге», но по праву занимает место в первом ряду современных отечественных живописцев. Сослан оказался достойным учеником своего наставника. В институтские годы он участвовал в молодежных выставках, а вскоре его полотна были отобраны и для международных: российско – японской в Москве и фестивале ARTLIFE там же, в самом престижном выставочном зале страны «Манеж» неподалеку от Кремля.

Под нынешнюю демонстрацию произведений Сосиева выделили сразу три зала. Размещение картин тщательно продумано. Одно пространство выделено для работ, выполненных аэрографом. И краски, словно летящие по стенам создают не только особую среду, но и неповторимую атмосферу. По соседству представлены те плоды труда и вдохновения, в которых присутствует проекция горизонта как символ опоры и ограничения. А на полотнах в третьем зале горизонта нет. И здесь как бы раскрывается основной замысел Сослана. Он старается показать нам внутреннего человека, который по его мнению присутствует в каждом из нас. В нем сосредоточено все лучшее, чем наделили нас Бог и природа, а также заключен первозданный взгляд на красоту и многообразие мира. Одни скрывают существование в себе этого человека, другие сознательно подавляют его, третьи даже не догадываются о нем. Легче всего он ассоциируется с ребенком с присущей всем его сверстникам способностью видеть все вокруг не «замыленными» глазами. Вот почему так часто и охотно Сосиев изображает детские лица. Помните про книжки для малышей, которые он любил рассматривать почти двадцать лет назад? Теперь ему важно передать восприятие всего того, что нас окружает, сознанием созерцателя пяти лет или чуть старше. Вот будто лист из альбома под названием «Снегопад». Для взрослых падающий снег – это погодное явление, мешающее при ходьбе и затрудняющее видимость, а для детей – это чарующий хоровод снежинок. На полотне «Домик» девочка спряталась в воображаемом жилище. Художник рисует не то, каким она видит этот домик, а сам механизм ее воображения, которому хватило лишь нескольких линий. Обращает на себя внимание триптих «Семья». Первая его часть решена в манере византийских иконописцев. Вторая написана под влиянием испанской школы времен Веласкеса. А в третьей «открытым текстом» – Пиросмани. Но все это не эпигонство, а попытка передать связь эпох, народов и стилей.

Некоторые произведения Сосиева уже хранятся в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом. А недавно один из музеев Китая приобрел целую серию его работ. Сослан Валерьевич считает, что интернет сделал живопись самой доступной из муз. Если раньше монарх или знатный аристократ покупали картину художника, она могла на столетия исчезнуть для широкого круга зрителей в дворцовых залах, то теперь любой человек может увидеть благодаря интернету и нетленки классиков и эксперименты нынешних авторов. Причем, фильм или книгу порой надо еще скачать, и в любом случае просмотреть или прочитать до конца, а «Тайную вечерю» достаточно открыть парой кликов. Это не значит, конечно, что ты сразу постигнешь всю глубину мастерства и замысла. Сосиев не сомневается, что это вершина искусства и даже нечто большее, чем оно. Разумеется, и физический масштаб полотен сеть воспроизвести не может, не говоря уже об обстановке, сопутствующей демонстрации оригинала. Но и в таком виде подлинный талант или самобытная находка не останутся незамеченным. Сам Сосиев подолгу путешествует по виртуальным параллелям и меридианам и не для того, чтобы использовать чужую идею, а чтобы набрести на свою. По этой же причине он не расстается в своих путешествиях с фотоаппаратом. Сделанные им снимки – словно семена, которые с годами могут прорасти новыми сюжетами и образами.

Чтобы дополнить личностный и творческий портрет художника, извлеку ответы из нескольких его интервью. Чтобы стать понятным зрителям, которые и сами по себе неоднородны, и при этом не изменять себе, необходимо соблюдать некий баланс, иначе можно опуститься до упрощенчества или впасть в снобизм. Образец для подражания, если иметь в виду подход к своему делу – Ван Гог, у него не было ни одного мазка, в котором не чувствовалась бы искренность. Отношение к критикам? Самым авторитетным из них для него является жена – замечательный график, вместе с ним учившаяся в институте. Любимый поэт – Бродский. Лучший город на свете – Петербург. Есть ощущение, что он возник не только из чертежей архитекторов, но и из полотен художников. Больше всего нравится здесь университетская набережная в районе Академии художеств. Не могу удержаться, чтобы не признаться вслед за Сосиевым – это и мое самое любимое место в городе на Неве.

Автор: Евгений Пантелеев;