15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
18°
(Облачно)
88 %
3 м/с
$ — 00,0000 руб.
€ — 00,0000 руб.
Рокский тоннель отмечает 30-летний юбилей
01.01.2017
16:40

30 лет, соединяя народы. Юбилей отмечает Рокский тоннель. Это единственная магистраль, которая проложена между Россией и Южной Осетией. Это дорога, которая всегда показывала только путь вперед. Позади три десятка лет. Сегодня Рокский тоннель – один из самых модернизированных в России. Он отвечает всем современным требованиям безопасности.

Дорога жизни – так называют ее жители Осетии. Транскам – единственная трасса, которая связывает Россию с Южной Осетией. Идея строительства магистрали зародилась еще в 19-м веке, когда горцы Южной Осетии с такой просьбой обратились к наместнику на Кавказе. Долгое время разрабатывалась схема Транскавказской автомагистрали. К строительству приступили в 1975 году. Леван Кортиев тогда был начальником Южного участка Транскама. Вспоминает, в то время и техники то особо не было, но желание осуществить давнюю мечту двух народов оказалось сильнее.

 

«На юге, в целом, мало квалифицированных механизаторов, пришлось искать их и в Цхинвали, Знауре, Джаве и отовсюду. Прямой связи, такой как сегодня, из Южной Осетии в Северную не было. И все общение происходило через военно-грузинскую дорогу. Вот начали мы в таких условиях строить дорогу. Своими силами, с севера с Алагира отправляли нам механизмы, технику, а на месте мы подбирали рабочих, специалистов и таким образом, где-то в июне мы начали вести подготовительные работы», – рассказал Кортиев.

 

В сентябре 1975 года в ущелье прозвучали первые взрывы. Специалисты пробивались сквозь крепкие горные склоны. И только спустя шесть лет состоялась так называемая сбойка, когда Рокский тоннель пробурили с обеих сторон. Открыли дорогу в 1986-м. Этого события ждали сами строители, а больше всего два народа, которые всегда были разделены Кавказским хребтом.

 

«Этот душевный крик бы характерен для всех южных осетин, потому что это имело для них исключительно важное значение. Потому что веками между северными и южными осетинами стоял центральный хребет, который мешал их культурному и социально-экономическому объединению», – говорит доктор исторических наук Людвиг Чибиров. 

 

Изначально Транскам имел статус республиканской дороги. Федеральным он стал в 2002 году. Трасса постоянно развивается. Только за последние несколько лет на магистрали построено более 8 километров тоннелей и противолавинных галерей. Сам тоннель был полностью реконструирован. Сегодня это одно из самых современных сооружений – гидроизоляция, которая отвечает всем требованиям, укрепленные склоны. Для безопасности подземный коридор оборудовали электроникой, которая фиксирует скопление выхлопных газов. Также тоннель обустроили нишами с гидрантами и телефонами. Здесь круглосуточное видеонаблюдение.

 

«После событий 8-го года, особенно ясно стало, что Транскам нуждается в постоянном внимании, в постоянных дополнительных средствах и строительстве дополнительных защитных сооружений. Многие искусственные сооружения были построены впервые. Так впервые в Мизуре был построен шумозащитный экран. Впервые был по новой технологии построена мостплощадка в том же Мизуре, были защищены склоны горные от камнепадов, от селей, от снежных лавин защита, берегоукрепление. В общем, Транскавказская автомагистраль сегодня и 30 лет назад, конечно же, это разительное изменение», – рассказал руководитель пресс-службы филиала ФКУ Упрдор «Кавказ» Николай Песьяков.  

 

Но этих мер недостаточно, говорят специалисты. На трассе предстоит немало работ по обеспечению безопасности. В планах построить селепропуск, новые подпорные стены и тоннели. 

ГТРК «Алания»