15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
16°
(Облачно)
45 %
2 м/с
$ — 90.9873 руб.
€ — 98.7776 руб.
Поживем – увидим
11.07.2023
12:41
5 776
Поживем – увидим

1 сентября текущего года вступает в силу новый федеральный закон №580-ФЗ, регулирующий сферу пассажирских перевозок, который находился в разработке с 2015-го года. В перечень положений вошли такие изменения как: замена бессрочных разрешений такси документом на срок не менее 5 лет; обязательное предоставление справки об отсутствии судимости; исключение требования по оснащению автомобилей датчиками усталости и другие.

Кроме того, на основании принятого Госдумой нормативного акта, в минувшую среду на рассмотрение правительства Северной Осетии был вынесен проект республиканского закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории РСО-Алания», согласно которому в регионе будут созданы три реестра: транспортных средств, перевозчиков и служб заказа легкового такси.

Отдельные опасения участников рынка вызывают введенный запрет на платную перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем, водитель которого не имеет разрешения на работу в такси и новые правила для агрегаторов, предусматривающие штрафы в размере до 500 тысяч рублей за передачу вызовов лицам без официальной лицензии, что, согласно мнению федеральных экспертов РБК, неминуемо приведет к сокращению количества перевозчиков и, как следствие, повышению тарифов на проезд в разы.

Ситуацию на региональном уровне разъяснил начальник отдела контрольно-надзорной и антитеррористической работы и цифровизации комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Северной Осетии Казбек Газзаев.

По словам эксперта, введенные требования к агрегаторам закрывают существующий пробел в правовом поле таксомоторной сферы.

«Для начала стоит уточнить, что данный закон направлен на создание более комфортных условий для тех, кто хочет работать в сфере такси легально. В первую очередь, появится возможность получения разрешения для самозанятых, тогда как раньше это право было только у юридических лиц и ИП. Немаловажный момент, что сама услуга становится бесплатной, то есть госпошлина с 1 сентября уплачиваться не будет, что тоже делает условия более доступными для лиц, желающих заниматься перевозками.

С другой же стороны, [закон] ввел ответственность для агрегаторов, которой на них до сих пор не было. На сегодняшний день служба заказов такси в правовом поле – это всего лишь информационный посредник, не несущий при этом никакой ответственности и это неправильно, ведь служба заказов такси – достаточно системообразующая структура – она принимает заказ, в некотором смысле устанавливает тарифы – идет определенное регулирование, но при этом существует правовой пробел, который и закрывает вышеупомянутый закон. Таким образом, для водителей, которые собираются заниматься перевозками законно, созданы более комфортные условия для осуществления этой деятельности, а для агрегаторов – введена ответственность», – отметил Газзаев в разговоре с «15-м Регионом».

Прогнозы на многократный рост тарифов в такси эксперт назвал маловероятными.

«Что касается цен, к сожалению, они повышаются и без действия данного закона: право перевозчиков – формировать тарифы. К нам часто обращаются люди, считая это необоснованным. Особенно рост цен наблюдается в определенных условиях, погодных, например. Но надеемся, что все это будет в правовом русле, я имею ввиду, что резкий скачек цен вряд ли предвидится. К тому же, самозанятость – это не так сложно и в организационном плане, и в плане финансовой нагрузки на тех, кто желает заниматься этой деятельностью», – резюмировал спикер.

Тем не менее, не все разделяют оптимистичные взгляды на дальнейшее развитие событий. Аслан Козырев, водитель такси, занимающийся перевозками вот уже более 8 лет, полагает, что даже благоприятные условия для самозанятых перевозчиков нивелируются рядом других положений.

«Помимо увеличения расходов, которое уже произошло ранее, новый закон, вполне возможно, повлечет за собой дополнительные затраты, которые могут превысить доход водителей. Что касается новых правил для агрегаторов – не факт, что на деле ответственность, в том числе финансовая, не будет переложена ими на самих таксистов. Все это вероятно может вылиться в повышение стоимости проезда», – пояснил собеседник.

Потенциальные сложности в сфере такси, в частности, возможное повышение цен на услуги, очевидно, не радуют и потребителей.

«Я довольно часто пользуюсь услугами служб такси, не потому что гнушаюсь общественного транспорта – в моем случае это скорей необходимость – к сожалению, я не всегда успеваю даже на последний рейс своего автобуса. Получается, конечно, накладно, к тому же не так давно тариф уже повысили. Был случай, когда поездка домой через онлайн-сервис такси по счетчику обошлась мне почти в 700 рублей, тогда в шоке был даже сам таксист.

Буду ли я продолжать пользоваться такси в случае, если стоимость проезда возрастет еще? Да. Как я уже сказала, для меня такси это не роскошь, но количество поездок я определенно постараюсь снизить, например, откажусь от внутригородских поездок, то есть если с нынешними ценами я еще могу себе это позволить, то при подорожании пользование услугами такси я, вероятно, снижу до необходимого минимума. Может сэкономлю на каких-то других каждодневных тратах, не знаю. Но те, кто не находится в подобной моей ситуации, вполне возможно пересядут на маршрутки и трамваи, если прогнозы о возрастании цен в несколько раз сбудутся. И все же хочется верить, что никаких пугающих изменений за этим [законом] не последует», – поделилась жительница Пригородного района Ева Джелиева.

Между тем, не обошлось и без плюсов – новые требования к водителям также предполагают отсутствие судимости и запрет деятельности при трех и более неоплаченных штрафах ПДД, а также обязательную аттестацию на знание географии территории и инфраструктуры, что, несомненно, делает поездки более комфортными и безопасными.

Подводя итог, можно сказать, что нововведения, вероятно, повлекут за собой последствия. Среди неутешительных – уже упомянутый рост стоимости проезда, нехватка перевозчиков, а, по некоторым прогнозам, даже крах крупнейших агрегаторов такси. Однако, стоит помнить, что прогнозы не всегда сбываются. Ясно одно – рынку ещё предстоит адаптироваться к переменам в законодательстве. А будут ли они положительными или напротив, в долгосрочной перспективе – поживем – увидим.

"15-Й РЕГИОН"