2 апреля ежегодно с 2008 года проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией 62/139 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой указывается на необходимость обеспечения детям и взрослым с аутизмом «возможности жить полной и содержательной жизнью».
Каждый ребенок уникален и приносит в этот мир свою неповторимую искорку. Дети с аутизмом- особенные своим взглядом на жизнь. Важно создать для них создать пространство, где они смогут чувствовать себя комфортно и безопасно, будут развивать свои таланты, общаться и расти. В этом контексте ресурсный класс становится настоящим островком тепла и поддержки. Команда профессионалов помогает детям раскрыть свои способности, найти друзей и понимать окружающий мир.
В 27 школе Владикавказа ресурсный класс открылся в 2019 году. Куратором этого класса и менеджером стала Марина Зафириду. Сегодня в классе 9 детей. Больше он не может принять по положению. Что такое ресурсный класс и насколько такая модель работы с детьми зарекомендовала себя? Об этом мы поговорили с Анной Короевой, педагогом с большим опытом работы с детьми с особенностями.
Ресурсный класс — это работа исключительно с детьми с расстройством аутистического спектра. И в первую очередь, хочется отметить, что ресурсный класс — это не гетто, а место, где дети могут получить необходимую помощь, поддержку, ресурс, отдохнуть, расслабиться. У каждого ребенка в таком классе своя парта, огороженная от других, сенсорная зона для релаксации, где дети могут отдохнуть, а после пойти на занятия в обычные классы. Все они включены в образовательный процесс и сидят на уроках.
Ребенка в ресурсном классе сопровождает тьютор. Он полностью адаптирует весь учебный материал. Ведь детям с РАС сложно говорить, речь либо плохо развита, либо они не вступают в коммуникацию. А требования к программе для них те же, что и для «нормотипичных» детей. Отличается система оценивания и критерии- учитываются их особенности.
«Такой формат обучения, как ресурсный класс целиком и полностью оправдан. Хотя, многие убеждены, что для таких детей больше подойдет коррекционная школа или какие-то отдельные классы. На мой взгляд, ни один ребенок не должен сидеть дома, в 4 стенах. У каждого должна быть возможность получить образование, по той или иной программе.
Дети с аутизмом разные, есть дети с синдромом Аспергера, которые показывают себя, например в математике гораздо лучше, чем другие. Просто, они по- другому проявляют свои знания. Они складывают в уме двухзначные и трехзначные числа. Многие из детей абсолютно обучаемы, возможно, даже не отстают от своих сверстников. Просто проявляют свои знания и возможности по-особенному», – рассказала Анна Короева.
Школа дает ребенку с РАС не только знания, говорят специалисты. Это лишь половина, не менее важна коммуникация. Возможность быть вовлеченным во внеурочную деятельность. Для любой мамы особенного ребенка видеть, что ее чадо бегает с другими детьми, играет в ролевые игры — это бальзам на душу. Так как, такие дети не играют в «дочки-матери», «войнушки», а когда они вовлекаются в игры других ребят – это можно считать успехом и достижением.
«Учиться в школе — это не только про научиться считать, читать и писать. Следовать адаптированной программе, которая примерно равна программе общеобразовательной. Но это и социализация. Я бы даже сказала, что социализация на первом месте. Это возможность научиться ребенку с аутизмом самостоятельности, общаться со сверстниками, развивать имитацию, которая у них проблемная. Такие дети с трудом повторяют что-то за другими, они этого не всегда хотят. Но в коллективе как правило они раскрываются»- пояснила Анна.
С детьми работают логопед, дефектолог и психолог. На протяжении всего дня ребенка сопровождает тьютор, но это не значит, что он водит его за руку, как няня. Помимо того, что тьютор создает индивидуальный образовательный маршрут, после учебного дня он проводит мониторинг, чтобы оценить прогресс или улучшения в образовательной и когнитивной сфере. А результаты работы у всех разные. Взаимодействие по схеме учитель- тьютор, родитель, коррекционные педагоги, ученик – наиболее эффективное. И лучшего результата удается добиться, когда все слышат друг друга и работают над ошибками.
Одна из проблем, отмечают специалисты – это непонимание со стороны родителей. Даже, дойдя до школьного возраста мама не всегда понимает и принимает ситуацию. Вторая сложность- особенных детей много, а квалифицированных тьюторов мало. И эта проблема не только в этой школе, но и в целом по региону. Быть тьютором – это не значит быть няней или ассистентом. Для этого необходимо полностью переквалифицироваться. Недостаточно иметь педагогическое образование, нужны навыки коррекционной работы и навыки психолога. Тьютор должен знать о социализации, учитывать множество нюансов.
«Я сама, как мама особенного ребенка могу отметить- не всегда учителя готовы принимать таких детей. Наверное, их тоже можно понять. Этому надо обучаться. К сожалению, по статистике, к 2035 году каждый пятый ребенок будет с каким- то диагнозом. Расстройство аутистического спектра разное: есть дети тяжелые, есть откорректированные. Мы должны быть к этому готовы, школа должна быть к этому готова. Нужны курсы хорошие, квалифицированные, с практикой, где будет не только теория. Должно быть желание работать с такими детьми и житейское понимание»- отметила собеседница.
Кто-то из детей любит громкую музыку, кто-то боится громких звуков. Для одних важно идти в класс по определенному маршруту и нарушать его нельзя. Большая часть детей с РАС живет по визуальному расписанию. Сегодня, например у него 4 урока и не может быть 5 уроков. Просто, потому что он к этому не готов. Такие моменты надо учитывать. Бывают ситуации, когда ребенок не хочет идти на урок и в этом случае надо выяснить причину, потому что это не просто прихоть. Возможно, нарушено расписание, по которому живет ребенок.
Помимо ресурсного класса, в 27 школе учатся 16 детей c расстройством аутистического спектра. Из них 9 обучаются по модели ресурсного класса. Остальные- на инклюзивном обучении. В ресурсном классе уже есть два выпускника, которые поступили в учебные заведения после 9 класса.
Подытоживая все сказанное, специалисты предостерегают родителей, если не работать с ребенком по всем направлениям, то ждать от школы «чудесных результатов» — это утопия и самообман.
Осетинский театр отмечает 90-летний юбилей
В Дигоре определились победители турнира по вольной борьбе памяти Солтана Бердиева
Дефицит бюджета Северной Осетии за девять месяцев предварительно составил 1,23 млрд рублей
Заурбек Сидаков провел мастер-класс для юных борцов
Первооткрыватель девонской нефти Татаркан Золоев
Тени Гражданской войны на Китайской площади
Исчезающие ремёсла эпохи нейросетей
Что едят наши дети