15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-0°
(Снег)
93 %
3 м/с
$ — руб.
€ — руб.
Древние традиции осетин
13.12.2024
14:42
24

Осетины — один из древнейших народов Кавказа, обладающий богатой многовековой историей и уникальной культурой. Их традиции сформировались под влиянием географических условий, исторических событий и взаимодействия с соседними народами. Многие из этих традиций сохранились до наших дней и являются важной частью идентичности народа. Не смотря но то, что более тысячи лет назад осетины приняли христианство, своих традиций не забыли.

У осетин существует много старинных праздников. Многие из этих традиций имеют корни, уходящие в глубокую древность, и были адаптированы с приходом христианства. Таким образом, новогодние традиции осетин являются важной частью их культуры, объединяют людей и создают неповторимую атмосферу праздника. Они позволяют сохранить культурное наследие и передать его будущим поколениям.

Одним из древнейших почитаемых праздников является Цыппурс. Это древний сакральный праздник зимнего цикла, который открывает сельскохозяйственный календарь и уходит своими корнями в глубокую древность. По сути, это праздник возрождения солнца и приходится он на день зимнего солнцестояния, когда всё живое начинает перестраиваться, день становиться длиннее и природа начинает оживать и готовиться к приходу лета. Его отмечают за семь дней до наступления Нового года и по времени совпадает с католическим Рождеством.

По сути, Цыппурс- праздник духовного очищения и ему предшествовал сорокадневный пост. Кстати, название праздника переводится как «сорок». Во время празднования наши предки жгли костры после захода солнца, и поддерживали в них пламя до самого утра. Согласно верованиям осетин, огонь являл собой символ чистоты, который способствовал духовному и физическому очищению, а также начало нового сельскохозяйственного года. Было поверье, что обладателя самого большого и продолжительного костра ждёт неминуемое счастье. Часто для того, чтобы костёр горел дольше и ярче в него бросали кусочки жира.

Молодежь устраивала весёлые гулянья с песнями и танцами. Ходили по соседям с искренними пожеланиями и поздравлениями, а те в свою очередь одаривали их угощениями, либо подарками. Те, кто посмелее прыгали через костёр. Считалось, что во время прыжка люди очищались от скверны, злобы и гнева и входили в новый год очищенными от прошлогодних тягот и неприятностей. Старшие же молились о том, чтобы ушли все беды и несчастья, чтобы сгорели они в ритуальном костре. Детей, как правило водили в святилища, а для новорождённых мальчиков устраивали торжества. Подростков же отправляли к пастухам, где они, проявляя своё красноречие и настойчивость выпрашивали жертвенного козлёнка или ягнёнка.

Во время Цыппурса осетины проводят различные ритуалы, чтобы пригласить удачу и благополучие в свои дома. Считалось хорошей приметой если в этот день порог дома переступит достойный человек с «хорошей ногой», в этом случае год обещал быть благополучным. Старейшины отправлялись на святые места для того, чтобы вознести молитвы покровителю солнца. Дома и хозяйственные постройки украшали ветками колючих растений, дабы отогнать тёмные силы. Вечером, один из членов семьи, которого считали самым добрым и «светлым», входил в хлев с подношениями и кормил всех животных по очереди. Следом заходил старший дома и произносил молитву о том, чтобы скотину обходили болезни и злые силы. Просил Тутыра (покровителя людей, ворующих скот и хозяин волков) уберечь от хищников и увеличить поголовье. Возле входа в хлев клали небольшой сноп сена, для того чтобы корма для скота всегда было вдоволь.

В праздничный день строго запрещалось работать по дому, иначе можно было навлечь на себя беды, поэтому хозяйки наводили порядок накануне и занимались приготовлением праздничного стола, на который, как правило, не скупились и старались максимально разнообразить угощения, чтобы привлечь изобилие и год был богатым, а также отдать дань уважения предкам и природе. Помимо всяческих блюд на стол обязательно ставили традиционные ритуальные блюда: три пирога треугольной формы, осетинское пиво и пирог «Æртхурон» (пер. «Огонь- Солнце»). Его ставили в центр стола и каждый из членов семьи, обязательно должен был его попробовать, но строго запрещено было угощать им посторонних, дабы не спугнуть удачу. Для детей, из теста пекли специальные фигурки в виде зверей или птиц.

Перед началом застолья традиционно проводятся молитвы и обряды благодарности, во время которых выражается признательность за собранный урожай и просьбы о том, чтобы следующий был богатым. Большое значение имели молитвы старейшины семьи, в которых он просил о здоровье, счастье и благополучии для всех домочадцев. Часто на Цыппурс собиралась не только семья, но и соседи и друзья, что укрепляло общинные связи и поддерживало традиции гостеприимства. На утро соседи ходили друг к другу в гости с гостинцами дабы пожелать им удачного и урожайного года.И по сей день во многих осетинских семьях отмечают Цыппурс отдавая тем самым дань уважения предкам и передавая наследие потомкам.