15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
25°
(Облачно)
41 %
1 м/с
$ — 92.5058 руб.
€ — 98.9118 руб.
Горизонты большого экрана
19.05.2022
17:43
1 347
Горизонты большого экрана

Осетинское кино – на пороге многообещающих перемен. В скором времени будет поставлена долгожданная точка в эпопее, связанной с передачей в собственность республики студии документальных фильмов во Владикавказе.

Не один год добивался этого покойный председатель Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов России Вячеслав Гулуев. Направлял письма в высокие инстанции, доказывал преимущества подобного решения. И вот при активном содействии высших должностных лиц республики оно приближается к своему осуществлению. Это позволит не только восстановить кинопроизводство в полном объеме, но и значительно расширить его по сравнению с периодом наибольшей активности в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века. За счет выпуска как документальных фильмов, так и игровых, а возможно, и анимационных. Давно уже, кстати, витает в воздухе идея мультипликационного сериала по мотивам Нартского эпоса. Особенно благоприятные перспективы открываются перед молодыми сценаристами и режиссерами. Не секрет, что первым сегодня нелегко найти своего постановщика, а вторым – своего продюсера. Теперь часть ассигнуемых средств можно будет целенаправленно выделять на реализацию наиболее интересных проектов, представленных дебютантами.

Сейчас, когда в кинопрокате по всей страны резко увеличилась доля отечественных картин, дополнительная мотивация появляется у региональных студий. Показательный пример для них – феномен якутского кино. Тамошние авторы в последнее время вышли на всероссийскую арену с несколькими фильмами, привлекшими внимание и зрителей, и профессионалов. Будучи взыскательным и даже привередливым киноманом, могу лишь присоединиться к одобрительным оценкам, пусть и со скидкой на первые пробы. Относительно перспектив скажу даже больше. Отсматриваю немало лент, завоевывавших призы на ведущих международных фестивалях. И вот какая любопытна закономерность бросается в глаза. Чаще всего награды достаются либо выдающимся мастерам, которых не так уж и много, либо художникам, ярко и в чем-то по-новому раскрывающим некую моральную проблему или социальное явление, либо, наконец, создателям произведений, проникнутых национальным колоритом.

И в этом плане перед кинематографистами Осетии – почти невспаханное поле. Им есть, чем заинтересовать и российского и мирового зрителя. Главное – не путать самобытное с местечковым. А для этого надо смотреть на то, что снимаешь, не благодушным взглядом земляков, которые с удовольствием находят хорошо знакомые образы, черты и детали. Попробуйте лучше представить перед экраном мексиканца или датчанина. И если помимо всего того, что для них покажется экзотикой, фильм проповедует общечеловеческие ценности и сделан на достойном уровне, он будет принят и на другом конце географии. Это и к тому, что в условиях рынка необходимо думать и о доходах. Иначе может случиться так, что деньги из отнюдь не бездонного республиканского бюджета будут потрачены на фильм, премьера которого состоится в особняке на улице Ботоева, чем и завершится прокатная судьба. Кто-то вправе возразить: А если эта работа представляет собой вклад в культурное достояние нации, о каком возврате издержек, не говоря уже о выходе «в плюс» идет речь? В таком случае встречный вопрос. А почему финансовая и творческая стороны непременно должны вступать в противоречие друг с другом? К тому же, разумеется, не каждый фильм обязан делать кассовый сбор. Но и совсем забывать о столь важном компоненте никак нельзя. Почти шесть десятилетий назад тогдашний руководитель республиканского телевидения Ахсарбек Агузаров многое сделал для того, чтобы в Северной Осетии регулярно снималось художественное кино. И эта задача была успешно выполнена.

Достаточно вспомнить «Жизнь, ставшую легендой» Батырбека Дзбоева и Юрия Чулюкина, «По следам Карабаира» и «Кольцо старого шейха» Рафаэля Гаспарянца, «Осетинскую легенду» Азанбека Джанаев и другие полнометражки. Но теперь цель будет уже иной – создавать конкурентоспособные фильмы. Что для этого требуется? Для начала – возвращение худсовета. Синклит профессионалов, каждый из которых способен увидеть слабые места или смысловые неувязки и даже подсказать более выигрышное решение какой – то сцены, сюжетной линии, образа. Но уже нет необходимости в том жестком идеологическом прессинге, довлевшим тогда над художниками, хотя основное внимание все равно уделялось сугубо творческим вопросам. Помню, как при просмотре чернового варианта моего дебюта – «Вера, Надежда, Любовь…» на начинающего сценариста обрушился шквал критики, но две трети претензий были абсолютно справедливыми, и исправления, которые пришлось сделать, принесли только пользу. Худсовет – это блок-пост на пути посредственности и халтуры. Для пущей гарантии следовало бы перечислять фамилии его членов в титрах, чтобы эти люди еще больше осознавали свою ответственность. Стоило бы подключать их к работе уже на стадии рассмотрения сценариев. Ведь будущий успех в огромной степени зависит от литературной основы.

В наше время в кинематографии все больше ощущается потребность в оригинальных и вместе с тем исполненных жизненной правды сюжетах. Посоветовал бы в этой связи режиссерам и продюсерам чаще обращаться к произведениям осетинской литературы. Там можно найти немало ценных для кино идей и деталей. В одной из повестей Музафера Дзасохова, к примеру, рассказывается о том, как женщина, которая день за днем лущит кукурузу в колхозе, всю ночь во сне повторяет пальцами те же движения. У пресыщенной публики Канн или Венеции такого рода нюансы проходили бы «на ура». Неплохо бы устраивать и всероссийские конкурсы для сценаристов. У меня у самого давно лежит заготовка для документально-игрового фильма о Гайто Газданове. А в конце следующего года, между прочим, исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося писателя.

Мне посчастливилось начинать свою кинодеятельность на студии документальных фильмов, застав в работе замечательную плеяду режиссеров, от старейшего – Павла Финкельберга, приехавшего сюда с полей Великой Отечественной войны до делавшей свои первые шаги в искусстве Людмилы Магкеевой. А между ними – Вадим Грунин, Герман Гудиев, Рафаэль Гаспарянц, Султан Цориев, Вячеслав Гулуев и другие. Чуть позднее засверкал талант Темины Туаевой, выведшей тематику осетинской документалистики на межконтинентальный уровень. Вселяют надежды на будущее и отдельные успехи в «большом» кино. Лучшими за последние десятилетия считаю фильмы «Горец» Мурата Джусоева и «Ласточки прилетели» Аслана Галазова. Сюда же отнес бы и «Короткую игру» Акима Салбиева, которую он, правда, снимал в Москве.

В республике уже сейчас есть мастера среднего поколения, готовые продолжить и преумножить достижения своих предшественников. Стоит привлечь и таких успешных авторов, как Кира Коваленко, чей фильм на осетинском языке «Разжимая кулаки» получил широкое признание, или не чужую для Иристона Дею Кулумбегошвили, покорившую своим «Началом» несколько международных фестивалей. Да и вообще совместная работа с представителями других регионов была не просто традицией, а первоосновой деятельности студии. Не случайно она прежде называлась Северо – Кавказской. Творческая кооперация связывала режиссеров, операторов, монтажеров и актеров. Так было и в недавние времена. Вспомните, какой блистательный тандем продемонстрировали нам на закате своей жизни грузин Кахи Кавсадзе и чеченец Дагун Омаев в фильме «Тэли и Толи» по сценарию наших земляков Владимира Гутнова и Анатолия Дзиваева. Нет сомнения, что содружество кинематографистов разных национальностей будет развиваться и впредь. Возрожденный очаг на Московском шоссе снова станет тем объединяющим началом, которое сближает народы, живущие на пространстве от Каспийского до Черного моря. Давно придумал шутливый тост: «Пусть ваша жизнь длится столько же, сколько живут старые фильмы, а ваши болезни – столько же, сколько живут новые». Конечно, каждой шутке свойственно преувеличение, но надеюсь, это станет дружеским предостережением для тех, кто склонны к переоценке своих сил, и добрым напутствием в адрес способных создавать кино, переходящее в разряд старого и нестареющего.

Автор: Евгений  Пантелеев