15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
29°
(Облачно)
21 %
7 м/с
$ — 94.3242 руб.
€ — 100.2787 руб.
Искусство без контрамарок
18.05.2023
15:43
2 058
Искусство без контрамарок

Отголоском вахтанговских дней во Владикавказе стал оживленный обмен впечатлениями в социальных сетях. Отзывы почти сплошь позитивные, если не сказать восторженные. На этом фоне заметнее выглядели несколько комментариев, авторы которых сочли реакцию своих земляков чрезмерной и не во всем оправданной.

Право на собственное мнение и даже на особый взгляд никто не отменял. У любого значимого события найдутся свои критики. Тут могут присутствовать и снобистские нотки, и стремление к эпатажу и своеобразно преподнесенный местный патриотизм. Не стану останавливаться на этом более развернуто. Но хотелось бы ответить одному из пользователей, выразившего недовольство ценами билетов на спектакли московского театра. Сначала подумалось, что поскольку эта точка зрения принадлежала одному человеку, ее можно посчитать нетипичной и проигнорировать. Но ведь кому-то из тех, кто успели приобрести билеты прежде, чем они закончились, это удалось сделать и потому, что другие не решились выложить не такие уж прямо скажем, маленькие деньги для этого региона и не встали в очередь на кассу еще раньше. Вот почему захотелось немного поразмышлять на эту тему.

В последние годы изменился – и не в лучшую сторону, так сказать, портрет театрального зрителя. Раньше значительную часть аудитории составляли завзятые театралы, которые могли даже одну пьесу смотреть неоднократно с учетом того, что роли главных героев в следующий раз исполняли другие актеры. Эти люди хорошо разбирались в тонкостях драматургии и сценического мастерства и потому во многом способствовали формированию репертуарной политики и самого стиля конкретного театра. Но в последние десятилетия стало уже слишком дорогим удовольствием быть частым гостем в храме Мельпомены. Расслоение общества по материальному принципу не могло не дать о себе знать и здесь. Залы все больше стали заполнять те, чьи возможности это легко позволяли. Но теперь приходилось считаться с их вкусами и более того – подстраиваться под них. Многие театры почувствовали это на себе. Вахтанговского подобные метаморфозы коснулись разве что в минимальной степени. И это делает ему честь. Так что владикавказским зрителям, можно сказать, повезло вдвойне. Тем не менее опасность размывания критериев существует и самое печальное в том, что ситуация представляется безвыходной. Еще пара десятилетий и поколение театралов старой закалки окончательно сойдет, и зрительская взыскательность тоже канет в прошлое. С другой стороны, не получится снова сделать театр максимально доступным. В одной из моих книг есть такой афоризм: «Художник лучше творит, когда он голоден, но его холодильник должен быть набит». Нам необходимо помнить, что те, кто заставляют нас плакать, смеяться и испытывать всю палитру разнообразных чувств, должны получать за свой талант достойную зарплату в рамках уровня жизни своего региона. Бюджетного финансирования для этого явно недостаточно.

Кстати, при том, что и в Петербурге цены на билеты кусаются или немного царапают, когда приезжает на гастроли какой-нибудь столичный коллектив, они подскакивают еще сильнее. Преодоление социального неравенства происходит не у театральных касс. Это проблема политическая и зависит она от курса руководства страны и волеизъявления избирателей. Как же быть тогда теперь?

Для молодежи существует Пушкинская карта и, насколько я знаю, в Северной Осетии ее получили уже 36 тысяч человек. Да и цены на билеты в местные театры вполне щадящие. Когда же снова приедут в гости столичные актеры, нужно понимать, что воспоминание от посещения такого спектакля останется на всю жизнь и оно того стоит. К чему отказываться от яркой страницы в зачастую блеклой череде наших будней?

Известные слова о том, что искусство требует жертв, относятся не только к людям, которые посвятили себя ему, но и в какой-то степени к потребителям, не желающим ограничивать себя в хлебе насущном ради него. Сегодня и книги стоят недешево. Но что из этого следует – не покупать их вообще? Нет, просто более тщательно выбирать «самые – самые» и уж точно прочитывать их до конца, коль такие деньги заплачены. Есть даже категория потенциальных зрителей, готовых посещать театры только по контрамаркам, бесплатно, благодаря знакомствам и связям. Возможно, это придает им чувство собственной значимости. У меня хватало «своих» людей в Русском драматическом театре Владикавказа от директора до секретаря – машинистки, но никогда и в голову не приходило воспользоваться такого рода привилегией. Между прочим, в царской России контрамарками назывались и квитанции на получение вознаграждения за предоставление лошадей и повозок для нужд армии в военное время или при передвижении войск. То есть, под этим подразумевалось равноценное сотрудничество.

Жаль, что в современных театрах постепенно исчезла галерка – куда когда – то продавали билеты по самым демократическим ценам и это позволяло приобщаться к лучшим творениям мировой и отечественной драматургии представителям малоимущих классов. А ведь в респектабельной венской Опере до сих пор можно за десять евро поприсутствовать в стоячем положении на представлении «Риголетто», «Лоэнгрина» или любом другом. У петербургской публики есть свои испытанные уловки. Если вы решили сходить в Михайловский театр не на популярный оперный спектакль, берите билеты на места поскромнее – вас все равно попросят пересесть в партер, поскольку певцам приятнее петь, когда они не видят в передних рядах целые острова пустующих кресел. А в молодежный театр на Фонтанке можно подойти перед первым звонком и за символические сто рулей разместиться на ступеньках в проходе, подстелив предусмотрительно захваченную газету. В антракте, конечно, надо будет поторопиться выйти в фойе, но на впечатлении от увиденного и прочувствованного за два-три часа эти неудобства не отразится. А однажды мне захотелось снять шляпу перед своей знакомой – дамой преклонного возраста, еще старше меня. Поздним летом и осенью она по нескольку раз в неделю отправляется в лес. Не боясь ни змей, ни клещей, собирает ягоды, а потом продает их возле метро. Я как-то спросил ее: «Не жалко ли вам своего труда? Ведь могли бы на целый год обеспечить себя витаминами, заготовив протертую чернику или клюкву с сахаром. Деньги-то все равно разойдутся «А это на театр», – ответила моя собеседница. «Теперь ежемесячно смогу себя радовать».

Автор: Евгений Пантелеев