15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
19°
(Облачно)
56 %
6 м/с
$ — 92.1314 руб.
€ — 98.7079 руб.
Осколки былой эпохи
21.01.2022
12:15
2 821
Осколки былой эпохи

В свое время Роберт де Ниро и другие мэтры американского кинематографа стали учредителями Нью-Йоркского кинофестиваля, и с каждым годом этот форум оказывается все более популярным. На последнем, как и полагается, названы обладатели главных призов.

Награды за лучшую мужскую роль получил иностранец, чье имя звучит непривычно для языка и уха англосаксов. Но каково было бы изумление зрителей, если бы они узнали, что лауреат является не профессиональным актером, а прославленным в прошлом спортсменом, двукратным олимпийским чемпионом по вольной борьбе Леваном Тедиашвили. Высший балл получил и фильм, в котором он снялся – «Брайтон – 4». Есть и другой вариант названия – «Четвертый Брайтон». Лента в полном смысле слова интернациональна. Это плод совместного производства Грузии, России, США, Болгарии и даже Монако. Сюжет незатейлив. Знаменитый борец, человек уже преклонных лет отправляется из Тбилиси в Соединенные Штаты проведать великовозрастного сына, подозревая, что у того далеко не все благополучно. Но ситуация выглядит еще более угрожающей. Из-за пристрастия к карточной игре отпрыск задолжал неподъемную для себя сумму авторитетам из местной российской мафии. Отец решает помочь сыну, прибегнув к единственному шансу на спасение. Не стоит искать здесь параллели биографического свойства. Сын Тедиашвили, правда, тоже жил в Америке, но он окончил Колумбийский университет и сделал успешную карьеру. Другой его сын погиб во время грузино-абхазского конфликта.

В Осетии всегда с теплотой относились к Тедиашвили. И не только благодаря почти родственному созвучию в фамилии. Замечательных атлетов из других республик и городов здесь считали братьями собственных богатырей. Так было и с Иваном Ярыгиным, и с Али Алиевым, и с Леваном. Кстати, интересно отметить, что его мать – русская. Этому спортсмену принадлежит уникальное достижение, которое вряд ли кому-то доведется повторить. На чемпионате мира в Тегеране он завоевал золотые медали сразу в двух дисциплинах – в вольной борьбе и в самбо. Во втором случае он в экстренном порядке заменил заболевшего товарища по сборной страны, и оказался сильнее всех своих соперников. В качестве киноактера Тедиашвили попробовал себя еще много лет назад. В восьмидесятых годах режиссер Георгий Шенгелая предложил ему одну из главных ролей в фильме «Хареба и Гоги». Картина повествовала о благородных разбойниках, боровшихся с теми, кто притеснял бедных и бесправных крестьян. В фильме есть необычный эпизод. Жандармский офицер, который неустанно преследует возмутителей спокойствия, в знак уважения к их храбрости и удали приглашает своих противников к себе домой на обед. Разумеется, гарантируя им полную безопасность. А когда гости восхитились, впервые увидев граммофон, хозяин великодушно подарил им эту дорогую по тем временам вещь. В соответствии со сценарием Леван играл весельчака, балагура, который и за чужой женой не прочь приударить, и готов подбодрить своей шуткой друзей в нелегкую минуту. Полностью противоположный характер у героя Тедиашвили в «Брайтоне-4». Максимально сдержанный, скупой на слова, многое испытавший в жизни человек… И это говорит о незаурядном артистическом потенциале, который, к сожалению, раскрылся далеко не полностью. Последнюю в жизни роль сыграл в этом фильме выдающийся мастер экрана и сцены Кахи Кавсадзе. Кадры со своим участием он уже не увидел – скончался незадолго до того, как был закончен монтаж. Его персонаж – бывший оперный певец, который сумел в старости найти работу швейцаром в ресторане благодаря величественной внешности и аристократическим манерам. Символично, что завершается фильм скорбной и одновременно жизнеутверждающей песней в исполнении Кавсадзе. Людей, которые живут рядом с ним в захудалой нью-йоркской общаге, объединяет сама история. Все они – выходцы из Советского Союза и в американскую жизнь вписываются с трудом. Подчас даже не владея английским языком. Несколько русскоязычных женщин пожаловались на хозяина гостиницы, где они работали – казаха по национальности из-за того, что он несколько месяцев не выдает им зарплату. Местные мужчины вознамерились силой заставить его раскошелиться. В виде приманки, которая внушала бы доверие, использован еще один бывший соотечественник – узбек. Операция по захвату поначалу удалась, но закончилась тем, что поддавшись ностальгическим настроениям, ее участники начали брататься с предполагаемой жертвой. Слишком много хорошего и приятного связывало их всех в прошлом.

Эти люди – осколки своей эпохи. Но благодаря тому, что они запечатлены в художественных образах, скорее напрашивается сравнение с кристаллами, позволяющими добиться более яркого излучения. В последнее время мы почему – то стали реже употреблять слово «кавказцы». А иногда ему и вовсе придают негативный смысл. Между тем оно обозначает огромный и многообразный мир особых отношений и неповторимых характеров. К нему имеют самое прямое отношение миллионы людей, как бы далеко друг от друга они ни жили – пусть даже и на Брайтоне. И благодаря такому фильму, как этот, мы имеем возможность снова приобщиться к тому, что нам дорого. Посоветовал бы прокатчикам из Владикавказа обязательно показать его в кинотеатрах. А самые нетерпеливые зрители могут поискать «Брайтон-4» на доступных ресурсах в интернете.

С интересом слежу за творчеством режиссера Левана Когуашвили. Подкупает то, что он не повторяется в своих работах, хотя они и несут на себе печать авторской индивидуальности. «Слепые свидания» – трогательная история, исследующая мужское и женское начало. «Прогульщики» – жесткий рассказ о морально опустившемся человеке, который находит в себе силы удержаться от последней подлости, к чему его усиленно подталкивают. И вот теперь «Брайтон». Помимо Нью-Йорка он уже успел получить призы на фестивалях в Германии и в Саудовской Аравии. Мир аплодирует фильму о кавказцах. Даже если они и живут вдали от исторической родины. Ибо они все равно остаются кавказцами.

Автор: Евгений 15-Пантелеев