Просматривая список театров юного зрителя России, обнаружил, что в нем есть несколько городов, сопоставимых по численности населения со столицей Северной Осетии. Например, Калуга, Вологда, Пенза. Есть там даже такие, которые не являются областными центрами – Нижний Тагил и Череповец. Среди республик, помимо таких крупных, как Татарстан и Башкортостан, значатся Марий – Эл, Чувашия и Чечня. Причем театр для юных зрителей в Грозном существовал еще до Великой отечественной войны. Сразу подумалось, а разве Владикавказ не нуждается в таком же очаге культуры?
Да, здесь есть кукольный театр «Саби», его взрослые «коллеги» регулярно ставят спектакли для детей. Но почти всегда при этом ориентируются на аудиторию от дошколят до учащихся младших классов. «Неохваченной» остается обширная аудитория условно от 11 до 18 лет. Более того – некоторые театры такого плана называются молодежными и на их спектакли приходят студенты и люди еще постарше. Ведь многие из них с детства стали завсегдатаями этих залов, и какой смысл терять повзрослевших поклонников? Значит надо ставить и пьесы, которые были бы интересны им тоже. А через еще сколько-то лет они будут приводить сюда своих детей. В этой многопрофильности и многовекторности – особая специфика ТЮЗА. В обычном театре не задумываются, кто составляет большинство из приобретающих билеты – сорока – или пятидесятилетние. А говоря о детях, значение имеет даже разница в пару лет. Пригласите двенадцатилетнего тинейджера на сказку – и эффект может оказаться нулевым. Поэтому репертуар такого театра представляет собой не винегрет, а стол с блюдами на самый разный вкус.
Сегодня особенно много говорят о воспитании подрастающего поколения в духе верности нравственным ценностям и традициям наших предков. Театр юного зрителя как нельзя лучше способствовал бы решению этих важных задач. Необходимо учитывать только, что современные подростки, да и те, кто помладше, благодаря интернету имеют доступ к большему объему информации, чем их родители в том же возрасте, и порядком избалованы обилием контента, зачастую низкосортного. Тем актуальнее вдумчивое, не лобовое приобщение к высокому искусству. В этом может помочь нестандартно поданная классика, отличающаяся от той, которая далеко не всегда вызывает живой интерес на уроках литературы. Вообще ТЮЗ — это своеобразная лаборатория новаторства. Здесь обкатываются многие творческие идеи и начинают свой путь талантливые режиссеры. Из стен Центрального детского театра в Москве, ныне Российского академического молодежного вышли такие корифеи, как Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. Уже сорок три года – рекорд всех рекордов – коллектив возглавляет Алексей Бородин. На одном из спектаклей довелось побывать, благодаря моему давнему другу Эмме Таймуразовне, которая здесь работала. Впечатления были самыми наилучшими. Даже в неофициальном, почти подпольном банкете поучаствовал.
Идея по поводу владикавказского ТЮЗа пришла в голову каким-то мистическим образом. Слушая радио, я словно специально в течение нескольких дней наткнулся на две передачи, в которых вскользь, безотносительно к теме упоминался театр юного зрителя. Сначала известный актер Леонид Кулагин обмолвился в интервью, что отказался от приглашения на должность режиссера в брянский. Затем в архивной записи наш знаменитый литературовед и непревзойденный рассказчик Ираклий Андронников мельком заметил, что в ходе одного из своих исследований встретился с сотрудником астраханского ТЮЗа. Сразу возникла мысль: Брянск и Астрахань – относительно небольшие ведь города, а поди ж ты, с театрами для детей и юношества. И может быть, это мимолетное открытие не имело бы продолжения, но цепь случайностей не оборвалась. Включив радио вскоре после этого, услышал запись интервью со своим любимым актером Георгием Тараторкиным – воплощением интеллекта и благородства. Эта беседа состоялась незадолго до его кончины. И здесь Георгий Георгиевич как раз остановился на своей работе в театре юного зрителя северной столицы. Эта была его первая сцена, которой он отдал восемь лет бескорыстного служения. Когда впоследствии сам Юрий Завадский, прославленный худрук театра имени Моссовета позвал его к себе, питерский гость выторговал себе право периодически ездить в родной город, чтобы играть некоторые роли в Альма матер. Это была неслыханная дерзость. Тебя приглашает Фергюссон или Гвардиола театрального искусства, а ты еще ставишь условия. Но ворчание по этому поводу ближайшего окружения Завадский пресек одной фразой. «Если бы он не был так верен прежнему театру, я ни бы не взял его в свой». Тараторкин признался, что в ТЮЗе он играл самые выигрышные роли мирового репертуара, на которые не мог рассчитывать на московских подмостках, хотя и там был одним из ведущих. Это еще один штрих к разговору о широте и разнообразии «палитры» театра юного зрителя.
Особенностью владикавказского могло бы стать его двуязычие. Школьникам и не только им полезно слушать, как звучит грамотная осетинская речь. Что касается завлитовского портфеля, то поскольку национальных пьес для юношества практически нет, на первых порах можно воспользоваться переводами. Создать же произведение для сцены на языке Тхапсаева и Каргиновой должны молодые авторы из числа предрасположенных к этому старшекурсников и недавних выпускников университета, а может, и других вузов. Можно даже провести для них семинар с привлечением опытного драматурга из Москвы. Самое сложное – набрать труппу. Театральной биржи в республике нет и очереди из ожидающих вакансий – тоже. Но мы не зря отмечали приверженность ТЮЗов к экспериментам. И одним из них мог бы стать поначалу полупрофессиональный статус. На сцену не была бы заказана дорога даже школьникам, если они успешно пройдут кастинг. Можно подумать и об антрепризе для местных актеров. С прицелом на будущее хорошо бы открыть и студию при театре. Ее можно было бы создать на базе самодеятельного коллектива, существующего в Аланской гимназии. Что касается помещения, то своими площадками в свободные дни могли бы поделиться другие театры. Когда же «младенец» встанет на ноги, настанет пора позаботиться и о доме для него. А вдруг он отыщется еще раньше? Могу даже предложить первое название для грядущего открытия – инсценировку романа В. Каверина «Два капитана», нестареющую историю о мужестве, упорстве и любви. Кто-то назвал ТЮЗ театром особого назначения. И с этим трудно не согласиться.
Автор: Евгений Пантелеев