
Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит не мне. Не мой стиль. Это цитата из, с позволения сказать, лекции, которую на днях довелось прослушать. Не обратил бы на нее никакого внимания, если бы она не была посвящена Гайто Газданову.
В последнее время на Youtube появилось много произведений писателя в аудиовариантах. Это и его романы, и отдельные рассказы в исполнении чтецов высокого уровня. Тем самым мы вновь и вновь убеждаемся, что популярность одного из лучших мастеров русской прозы ХХ века не ограничилась первым всплеском интереса к нему в девяностые годы, а продолжает расти. Там же можно найти и несколько серьезных программ, посвященных жизни и творчеству Газданова. Но то, на что я случайно напоролся, – отдельная песня. Некто Николай Росов, представившись пользователям как «ваш любимый лектор» решил поведать миру об авторе «Вечера у Клэр» и «Ночных дорог». При сем при том его имя он неизменно произносил с ударением на первый слог, и это наводит на мысль, что доселе и слыхом не слыхивал о Газданове, ограничившись беглым прочтением некоторых текстов. Печкой, из-за которой последовал его выход, стал мой любимый «Нищий». Этот подлинный шедевр мировой новеллистики новоиспеченный литературовед называл то рассказом, то повестью, то романом. Нелепа сама идея пересказывать корявым языком литую и в то же время упругую плоть газдановского письма. Но вершиной лекторского искусства стала попытка заработать на… Гайто. Произнеся фразу о том, что герой рассказа, будучи в прошлом богатым человеком, давал милостыню нищим, чтобы поскорее отделаться от них, не видеть их перед собой, пересказчик добавил: «Вот и вы мне присылайте донаты», – и говорите: «Заткнись, стример!». Похоже, клянчить деньги – основное занятие этого человека.
Один из стримов он посвятил своим рваным ботинкам, пожаловавшись, что у него нет средств на приобретение новых. Разумеется, была обозначена и сумма, которая его бы устроила. Сердобольные пользователи тут же ее перечислили. Но вернемся к Газданову. Наш просветитель нашел в его палитре сходство с …автором «Трех мушкетеров». Причем, не с Дюма, как вы подумали, а с Дюмой, как он выразился. Так на его взгляд будет поэффектнее. Этот развязный, ернический стиль сопутствует ему постоянно. Рассказывая в другой раз о книге Леонида Соловьева о Ходже Насреддине, он сообщает, чтобы доехать до Бухары, «товарищ Ходжа упал на хвост караванщикам».
Но стоило ли уделять столько внимания малокультурному субъекту, создавая ему дополнительную рекламу? Дело не в нем, а в той опасности, которую представляет он и ему подобные. В интернете огромное множество сайтов, публикаций и роликов на любой вкус и на его отсутствие. Люди, не обладающие критическим мышлением, рискуют стать жертвами чужого невежества и примитива. В стремлении приманить как можно больше зрителей и слушателей прибегают к приблатненной манере выражаться, к ложной сенсационности, к подтасовке фактов и т.д. Иногда все выглядит вполне невинно, но тем легче «подсесть». Никогда не думал, что придется в чем-то соглашаться с теперешним Никитой Михалковым. Но я полностью солидарен с его отношением к некоторым блогерам, имеющим миллионы подписчиков. Он привел примеры их влияния, в основном, на юную аудиторию. И это не может не внушать тревогу. Пустопорожние разглагольствования приучают к максимально упрощенному мышлению. У подростков, составляющих основную паству, формируется узкий круг интересов, облегченный подход к серьезным проблемам. На одну из «звезд» интернета Катю Клэп подписано десять миллионов человек. Что их привлекает? Катина личная жизнь, Катина косметика, Катины украшения, печенье, которая печет Катя… Помимо всего этого она собирает полные залы на свои шоу, где отвечает на вопросы. Как отвечает — это уже не столь важно. Для тинейджеров она непререкаемый авторитет. Тете, между прочим, уже за тридцать. Если лет через десять она продолжит работать под сверстницу нового поколения, это будет смешно. А если теперешние ее почитатели останутся преданными ей уже будучи взрослыми, это очень печально.
Конкурировать в борьбе за внимание молодых с такими ловушками не просто. Познавательный материал даже на интересную тему может показаться им скучным. Тут можно было бы использовать принцип ненавязчивости. Почему бы в школьных коридорах не установить мониторы, чтобы на больших переменах включать сайты с полезным контентом? Ведь кто-то и не подозревает, что в интернете есть что-то подобное. Можно продолжить и после уроков – вдруг найдутся желающие задержаться, чтобы досмотреть. Больший эффект имеют ролики в форме дебатов. Если, например, столкнутся два взгляда на Пушкина, даже случайный зритель невольно пожелает определиться, на чьей он стороне. К сожалению, различие мнений редко присутствует в рамках одной культурологической программы. А ведь даже обычный урок литературы, посвященный великому поэту, можно было бы построить на противопоставлении точек зрения Белинского и Писарева. Фактически школьники бессознательно, а порой и намеренно отгораживают себя от множества важных тем. Так и рождается массовая бездуховность. Конечно, крайне велика при этом роль родителей. Но и они нередко страдают теми же болезнями. В общем, остается только произнести две фразы – «Да здравствует интернет!» и «Осторожно, интернет!».
Автор: Евгений Пантелеев