15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
81 %
4 м/с
$ — руб.
$ — руб.
В Северной Осетии воссоздали новогодние гуляния предков
06.01.2023
10:40
3 077
В Северной Осетии воссоздали новогодние гуляния предков

Во Владикавказе до конца новогодних каникул будет работать фотопроект Maskus Заура Тедеева, посвященный народным маскам жителей Северного Кавказа. Об этом сообщает stav.aif.ru.

В шлемах с рожками веселее

Если бы вы оказались в сельской глубинке Северной Осетии лет 100 назад в канун Нового года, то обязательно встретили бы ряженых. Молодёжь, одетая в вывернутые шерстью наружу овчинные шубы и с масками на лицах, с весёлым шумом и гамом двигалась бы от дома к дому, поздравляя их обитателей с праздником.

Автор проекта фотограф и художник Заур Тедеев, живущий сейчас в Москве, родом из Северной Осетии.

«Маски – неотъемлемая часть карнавалов, театральных постановок и инсценировок во всём мире. Многие знают про японские, венецианские, африканские маски. Однажды я задумался, существовала ли подобная культура на Кавказе, стал изучать эту тему. И обнаружил, что маски были распространены практически по всему округу, но использовались у каждого народа по-разному», – рассказывает фотограф.

По его словам, в Осетии маски ряженых традиционно были развлекательным элементом при праздновании Нового года, реже – на свадьбах. Их делали из войлока, остатков шкур. Они напоминали шлемы, целиком закрывавшие всю голову до плеч. Хотя встречались и прикрывающие только лицо. Отверстия для глаз, рта, носа подчёркивались лоскутами из яркой ткани, изделия часто украшались пышными усами и рожками. Этнофграфы считают, что так люди создавали образы первопредков.

В Дагестане ряженые устраивали целые постановки на свадьбах. У других народов в масках встречали односельчан с пахоты, выступали на пиршествах, праздновали начало весны. Однако Заур увидел, что культура масок постепенно исчезает из традиций народов Кавказа.

«Эта выставка – первый блок проекта, посвящённый осетинам. На очереди кабардинцы, черкесы и адыги, карачаевцы и балкарцы, народности Дагестана, абхазы, абазины. Мы планируем сделать по городам Кавказа передвижную выставку, а затем единый проект презентовать в Москве и в Санкт-Петербурге», – говорит Тедеев.

Осваивая старинные ремёсла, казак пытается сохранить традиции предков.

Команда собирается воплотить задуманное до конца будущего года. Авторы фотопроекта пытались получить грантовую поддержку, но пока не вышло. Кроме фотовыставки ребята хотят снять серию коротких фильмов в каждом регионе, сделать историческую реконструкцию. К каждому видео местные музыканты напишут саундтреки, из которых соберут альбом.

Пришёл с того света

Маски создала Алана Хугаева по эскизам художника Махарбека Туганова – несколько образцов сохранились только в фондах Российского этнографического музея, по ним и сделали копии. Всего использовали около 10 обрядовых масок, как изготовленных под проект, так и взятых напрокат. Съёмки проходили в сёлах Осетии, где друзья Заура воссоздали весёлую атмосферу старинных новогодних гуляний.

«Оказывается, у осетин маски надевали и девушки, как правило, рядившиеся под мужчин. Также были «похоронные» маски. Такой ряженый надевал ещё и металлическую кольчугу, на которой висели сладости. Этим он олицетворял покойника, пришедшего с того света угощать родных на поминальных мероприятиях. Переодеваясь, человек словно становился своим предком, получал его благословение, связывая прошлое и настоящее», – рассказал Заур.

Он надеется, что традиция обрядовых масок в Северной Осетии возродится, ведь её можно адаптировать и для туристической отрасли, искусства.

© АиФ / Залина Бедоева