Молодые преподаватели рассказали «15-му Региону» о сложностях, с которыми сталкивались на первых уроках, и современных школьниках.
Школа не по учебнику
Первое, с чем приходится столкнуться молодому учителю, – это применение теоретических знаний на практике. По словам начинающих преподавателей, университетские знания часто не отражают реальной картины того, что происходит в школах. Именно поэтому молодым учителям бывает сложно адаптироваться.
Так, по мнению преподавателя осетинского языка Жанны Кораевой, на факультете осетинской филологии из студентов больше готовят научных сотрудников, нежели учителей. И дело не в особенностях предмета, основная причина – в обилии теории.
Эту точку зрения разделяет молодая учительница английского языка Ольга Чшиева. По ее словам, большой объем теории не всегда помогает в работе. Он не учитывает такие факторы, как индивидуальные и психологические особенности учащихся, манеру их поведения.
«Теория сухая. Мне она помогла только в обучении письму и чтению. А в остальном, что касается дисциплины, поиска подхода к ученику, раскрытия его в процессе обучения, теория меня ничему не научила», – сказала Чшиева.
Сложности применения в работе теоретических знаний возникают и из-за недостаточного количества часов, выделяемых на практику в вузе. Кроме того, по словам Кораевой, месячная практика в школе сильно отличается от настоящей работы с учениками.
«Это абсолютно разные вещи, потому как у студента практика проходит в определенных рамках. У него одна задача – прийти и дать урок. Во время практики ты не до конца вникаешь в особенности детей. А когда выходишь на работу, то границ вообще нет. Нужно полностью учитывать все факторы. Это и дети, и особенности своего предмета, и настроенность на его преподавание», – говорит Кораева.
По мнению Чшиевой, практика просто дает возможность понять будущему педагогу, нравится ему выбранная профессия или нет.
Детей бояться – в школу не ходить
Часто молодые учителя опасаются, что не смогут «контролировать» класс. Педагоги говорят, что это естественно на начальном этапе любой работы, особенно если она связана с детьми. Жанна Кораева отмечает, что старшеклассники как более раскрепощенные и активные ждут, на чем подловить молодого педагога.
«Они стараются найти какие-то изъяны, как внешние, так и в профессиональных знаниях», – призналась Кораева.
Она считает, что даже учителю «знать все невозможно», и этого не надо пугаться. Часто школьники задают вопросы, не касающиеся изучаемого предмета. Если не знаешь ответа, нужно не стесняться этого, а попытаться к следующему уроку изучить вопрос и объяснить ученику. После этого дети с большим уважением отнесутся к учителю, уверены молодые педагоги.
Они также добавили, что школьники непредсказуемы, поэтому «могут ненароком сильно задеть учителя». По мнению Ольги Чшиевой, таких ситуаций тоже не стоит бояться, так как это делается непроизвольно, а не со злости.
«Не стоит на этом зацикливаться, так как все дети добрые. Это касается и проблемных учеников, которые на самом деле во многом ранимее остальных. Дети готовы общаться с новыми педагогами, тем более с молодыми. Они вызывают у них интерес», – сказала Чшиева.
Отношение детей к учителю зависит и от самого педагога. Школьники остро чувствуют отношение преподавателя к своему предмету. При этом не важно, с каким классом работает учитель.
«Если они не чувствуют ваше отношение к предмету – это крах», – утверждают молодые педагоги.
Закат бумажной эпохи
Одним из устаревших атрибутов учебного процесса молодые учителя считают бумажный журнал. По их мнению, уходит много времени на заполнение и «традиционной», и электронной версии. Вместе с тем часто приходится заполнять и другую учебную документацию, что отводит сам процесс обучения на второй план.
Учителя сошлись во мнении, что «нужно выводить бумажный журнал из строя». Работать с электронным – легче и удобнее. Особенно электронный журнал выручает в конце учебного периода. Преподаватель выставляет четвертные оценки, а электроника их считает и выдает готовый итог.
«Раньше мы сидели и вручную высчитывали все средние баллы, общий показатель и так далее. Сейчас этого делать не нужно», – объяснила Кораева.
Молодые педагоги также отмечают, что у нынешних школьников другое восприятие: им более интересна подача материала через презентации и игровые формы обучения. Несмотря на то, что на подготовку таких уроков уходит больше времени, учителя признают эффект от их использования интерактивных технологий.
«Я убедилась, что дети лучше воспринимают материал через различные визуальные средства, когда они слышат и видят. Я преподаю английский язык, и младшеклассники усвоили материал про цвета лучше через обучающий мультик. До этого я объясняла им тему два урока, а эффекта практически не было. Я всячески приветствую презентации и обучающие мультики. Это развлекательный, а не сухой материал. Они слышат живой язык, на котором где-то говорят. Тогда дети чувствуют, что им дается предмет не для галочки. Они начинают понимать, что это востребовано и может пригодиться им в жизни», – считает Чшиева.
По мнению учителей, использование интерактивных технологий положительно сказывается как на школьниках, так и на них самих. Педагог развивается и сам, подготавливая презентацию на урок.
Исчезающий вид
За последнее время в школах увеличилась нагрузка на учителей. В особенности она наблюдается по предметам, испытывающим дефицит специалистов. По словам молодого директора Сурх-Дигорской средней школы Бориса Хамикоева, это в первую очередь связано с тем, что с каждым годом все меньше людей поступают на педагогические факультеты. Огромная нехватка кадров существует по естественным наукам и математике.
Так, у учителя математики Ренаты Гуссаовой 28 учеников в классе. Из-за нехватки преподавателей по этому предмету молодой педагог вынуждена работать с нагрузкой. «Мало людей идут на математический факультет. А из тех, кто его оканчивает, половина не хочет работать в школе. Соответственно, имеющимся учителям дают много часов. А что еще делать? Детей же надо обучать», – сказала Гуссаова.
На данный момент в школах в основном работают учителя, получившие образование еще в СССР. Студенты, обучающиеся в педагогических вузах, не рассматривают школу как дальнейшее место работы. По мнению Бориса Хамикоева, это связано с низкой зарплатой учителей и ситуацией с социальным обеспечением педагога. Кроме того, «роль играет и изменившийся менталитет школьников».
Как отметил директор, молодого специалиста не должны нагружать большим количеством часов. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к новым условиям и прочувствовать работу в школе. Однако из-за нехватки кадров молодой специалист сразу получает большую нагрузку.
«Это больше, чем ставка в 16 часов. Иногда учитель сразу получает и по 22, и по 26 часов. Часто администрация не идет навстречу педагогу, и это неправильный подход. Ведь молодой специалист нуждается в наставничестве, он рассчитывает на поддержку со стороны педагогов и администрации», – сказал Хамикоев.
Иногда нехватка кадров приводит к тому, что в школах начинают практиковать многопрофильность. Один учитель бывает вынужден вести несколько уроков, наиболее близких его специальности. Так, например, при отсутствии в школе физика, его предмет ведет математик.
«Работать в школе – это огромный труд. Особенно, если серьезно относиться к работе и ответственно к ней подходить. Наверное, к этому не каждый готов и не каждый хочет отдавать всего себя работе», – заключила Гуссаова.
Карина 15-Хадаева