Переговоры между Российским футбольным союзом (РФС) и тренером Станиславом Черчесовым, насколько известно «МК», вот-вот завершатся. И это – наверное, правильный в данной ситуации выбор.
Но сначала давайте вспомним, каким был Черчесов-футболист. Точнее, Черчесов-вратарь. Потому что без этого не было бы Черчесова-тренера.
Характер-то чемпионский там выковывался – сначала в родном Алагире, затем в «Спартаке» из Орджоникидзе, как тогда называлась столица Северной Осетии Владикавказ.
Далее – переезд в «Спартак» уже московский, «великий-могучий», как тогда скандировало на трибунах первое поколение фанатов. Ясно было, конечно, что в дубль – под самого Рината Дасаева, лучшего на тот момент вратаря всего СССР, если не всего мира.
И – данное на дорожку обещание другу детства из Орджоникидзе стать рано или поздно первым и в Москве…
Не самые удачные поначалу матчи, после которых даже спартаковский патриарх Николай Петрович Старостин говорил главному тренеру Бескову: «Костя, да зачем тебе вратарь, который 20 мячей в трёх играх пропускает? Поставь лучше меня – я не хуже буду!»
И жёсткая реакция Константина Ивановича, который видел игроков, как, наверное, никто: «Подожди, из него выйдет толк!»
Первое в жизни интервью солидной газете – «МК» (мы тоже умеем разглядеть таланты, так-то вот). Тому своему материалу, помнится, нынешний первый зам главного редактора Пётр Спектор предпослал заголовок: «Легко ли быть вторым?»
Командировка в «Локомотив», к только-только выведшему команду в союзную высшую лигу Юрию Сёмину. За игровой практикой – Черчесов в какой-то момент понял, что учиться у Дасаева хватит.
Уверенное движение «Паровоза» по элитным путям, в чём безусловная заслуга не только удивившего советских болельщиков молодого тренера (которого мало кто даже на трибунах Палычем называл, чаще – Юрка), но и статного усача-голкипера из Осетии.
Триумфальное возвращение в «Спартак», оставшийся не только без Дасаева, но и без Бескова – с ещё более молодым, чем Сёмин (35 всего!), тренером Олегом Романцевым. И – с ходу – золото союзного чемпионата.
А на следующий год – историческое противостояние с «Наполи». И ни одного пропущенного за 210 игровых евроминут (90+120) мяча что от величайшего аргентинца Диего Марадоны, что от прочих чемпионов Италии, включая бразильского голеадора Кареку.
И – победа в серии пенальти, и – салют над Москвой: казалось, что не только в честь праздновавшегося ещё в то время 7 ноября. И – выход в четвертьфинал на мадридский «Реал», который спартаковцы тоже из Кубка чемпионов выбьют, а Черчесову «Королевский клуб» сможет забить только раз в двух играх.
…Потом, осенью 91-го, случится ещё один матч с итальянцами в «Лужниках», но уже со сборной. И Стас, как звали его на трибунах, опять не пропустит, и нулевая та ничья станет по сути пропуском для команды Анатолия Бышовца на Евро-1992 (об этом я вспомню, когда тренер-победитель Олимпийских игр-1988 скажет, что оптимальная сейчас кандидатура на пост рулевого сборной России – именно Черчесов).
И будет в августе 92-го первая игра в истории бело-сине-красной национальной команды – против Мексики. И именно вратарь «Спартака», не уехавший ещё в бундеслигу – в «Динамо» (Дрезден), где быстро станет своим, не вернувшийся пока феерить в Лиге чемпионов-1995/96 и не отправившийся покорять Австрию, выйдет на поле с капитанской повязкой в эпохальной встрече.
Но мало кто знает, что незадолго до того, когда разгорался конфликт в Южной Осетии, Черчесов пришёл в штаб сам – и отрапортовал: «Можете на меня рассчитывать». Генералы посмотрели на земляка и отправили воевать на футбольных полях. Сам вратарь, к слову, никогда об этом не рассказывал – поведал позже бывший пресс-атташе сборной России и блестящий колумнист Илья Казаков.
При этом Станислав Саламович (да, он уже больше 10 лет тренирует – давно пора к отчеству привыкнуть) – вполне себе человек с армией ассоциирующийся. Всегда подтянут. Дисциплинирован. И слова «честь имею» для него – не пустые…
Он и тренером стал жёстким. Иногда – чересчур. Иногда перегибал, думается, палку (как в случае с Егором Титовым), но, сдаётся, нынешний Черчесов, помудревший и чуть менее импульсивный, сам уже прекрасно это понимает.
При этом характер его – характер победителя – никуда не делся, разумеется. И его постспартаковская карьера («Терек» с лучшим результатом за историю выступления в чемпионатах России; «Амкар», который Черчесов образцово вытянул из болота; «Динамо», с которым в групповом турнире Лиги Европы он выиграл 6 матчей из 6; «Легия», с которой он победил в чемпионате и Кубке Польши) великолепно это иллюстрирует.
Домашний чемпионат мира-2018 со сборной России стал бы логичным продолжением, не находите?
Понятно, ни один тренер не даст гарантии, что с сегодняшним поколением российских футболистов сможет выйти на этом турнире хотя бы в четвертьфинал.
Но в том, что за команду Черчесова нам хотя бы стыдно не будет, я лично уверен.
Во-первых, он умеет собирать коллектив: и футболистов, и тренеров. Не знаю, пригласит ли он в сборную постоянных своих помощников, но это было бы логично.
Почему его команды так здорово физически готовы? А это Владимир Паников. Почему все знают, как играть «по сопернику»? А это один из лучших в стране аналитиков – Мирослав Ромащенко, на раз-два разбирающий оппонентов. Почему вратари прибавляют? А это отменно работающий с ними Гинтарас Стауче…
Во-вторых, как бы ни складывались матчи, а биться ребята – будут у него. Как бились всегда все его команды. Как бились на Евро-2016 исландцы, северные и южные ирландцы, словаки…
Мы же как минимум этого ждём, правда?
Алексей Лебедев, “Московский комсомолец”