Товар не доставят или доставят не тот, брак не обменяют, а деньги не вернуть… Онлайн-покупки для многих связаны с целым рядом опасений, предубеждений и откровенных мифов. Как покупать нужное в интернете без страха, чего бояться, а чего вовсе не стоит? Разбираемся по пунктам с помощью эксперта в сфере онлайн-продаж электроники и бытовой техники «Ситилинк».
1. Надежность интернет-магазина невозможно проверить
Надежность проверить можно. Помочь могут сторонние ресурсы с отзывами клиентов, срок работы самого магазина в сети, известность бренда. На странице магазина изучите информацию не только о товаре, но и о самой точке. Надежная торговая площадка прописывает сроки доставки, условия обслуживания, рассрочки, возврата товара, адреса офлайн-офисов и точек продаж, а также предлагает несколько вариантов доставки и оплаты товара (в том числе и оплату по факту получения или наложенным платежом). Если же магазин настаивает лишь на предоплате, это повод насторожиться. Перед тем, как оплатить выбранный товар, внимательно проверьте адрес сайта в строке браузера.
Опасность представляют фишинговые сайты, которые создаются мошенниками с целью получить реквизиты вашей банковской карты и похитить денежные средства. Дизайн таких сайтов-двойников на первый взгляд может не отличаться от настоящей интернет-площадки. В зоне риска – интернет-серферы, которые переходят по ссылке в письме от неизвестного отправителя. Будьте внимательны, тщательно проверяйте адрес сайта, на котором собираетесь совершить покупку и изучайте отзывы об интернет-магазине. Обманутые покупатели наверняка не раз оставляли свои возмущенные комментарии в адрес сайта-мошенника.
2. На картинке – одно, а получу совсем другое
Перед покупкой товара ознакомьтесь с фотографией на сайте онлайн-магазина, изучите подробные характеристики изделия. Обращайте внимание и на то, указан ли производитель. После оформления покупки в интернет-магазине приходят уведомление о подтверждении заказа и чек в электронной форме (если состоялась онлайн-оплата) – так вы можете проверить верно ли оформлен заказ и при необходимости отказаться от него. Благодаря информационному сопровождению обеспечивается прозрачность процессов и отслеживаемость вашего заказа на всех этапах покупки. Согласно закону о Защите прав потребителей (от 07.02.1992 N 2300-1), покупатель может вернуть товар надлежащего качества, приобретенный онлайн, в течение семи дней после передачи клиенту товара при сохранении товарного вида и предоставлении чека за исключением изделий личного пользования.
3. Товар нельзя проверить, потрогать и примерить
Такую возможность интернет-магазин, который ценит клиентов. Обычно возможность проверки товара есть в специально организованных зонах. Это особенно удобно в том случае, если существует возможность самовывоза товара из точки продаж самого магазина. Например, во Владикавказе в «Ситилинк» можно оформить доставку в пункт выдачи товаров, а также в магазине, который находится в ТЦ «Столица» есть возможность оформить заказ через терминал, получить его в течение 5 минут и проверить сразу на месте.
4. Бракованный товар не вернуть и не обменять
На онлайн-торговлю распространяется Закон о Защите прав потребителей (от 07.02.1992 N 2300-1, ст. 26.1). Даже если брак или поломка обнаружились уже в процессе эксплуатации, товар все равно можно вернуть или обменять, исключение составляют технически сложные товары, их по истечении 15 дней (с момента передачи клиенту) можно только отремонтировать. Для зарубежных интернет-магазинов стоимость возврата, действительно, может влететь в копеечку, но крупные иностранные площадки иногда предлагают компенсацию пересылки, если вы приложите чек на расходы. С российскими интернет-магазинами в этом вопросе проще и быстрее.
Что касается самого бракованного товара, то стоит помнить о возможности проверки качества и проведения экспертизы.
5. Раз цены низкие, то продают подделки
Для крупных интернет-магазинов продавать подделки – себе дороже, страдает репутация. Более того, многие онлайн-площадки являются официальными дилерами известных марок, и у них имеется вся подтверждающая это документация и сертификаты. Что касается низких цен, то они в онлайн-торговле достигаются, например, сокращением расходов на аренду торговых площадей, оптимизацию процессов.
Свою роль играет и конкуренция – онлайн-продавцам приходится соперничать не только друг с другом, но и с офлайн-магазинами, поэтому они готовы предлагать клиентам самые выгодные цены. Конечно, если стоимость товара слишком занижена в сравнении со среднерыночной, без всяких специальных предложений и акций, это повод задуматься. Благо, сегодня в сети существует множество сервисов, которые позволяют отслеживать не только цены, но и их динамику – последнее удобно для определения реальности скидок в периоды распродаж.
6. Плата за доставку – это на самом деле переплата
Небольшие магазины, не располагающие собственной службой доставки, чаще всего заключают контракты со специальными логистическими компаниями или предлагают доставку обычной почтой. У крупных игроков рынка, как правило, есть собственные курьеры и пункты выдачи. Работа этой инфраструктуры полностью контролируется магазином, а значит за качество сервиса отвечает непосредственно магазин, что повышает доверие потребителей.
В этом случае вы сами можете выбрать для себя более удобный и менее затратный вариант, вплоть до доставки в ближайший пункт выдачи или прямо на дом в подходящее время. Так что оплата доставки – это оплата, прежде всего, услуги и удобства, а не добавочная стоимость товара.
7. Купить офлайн быстрее и проще
Возможно. Но только если вы уже знаете точно, что именно вам нужно, и в ближайшем к вам магазине этот товар есть в наличии. В противном случае онлайн-магазины выигрывают ассортиментом, возможностью сравнения и выбора цен, условий доставки, а также отсутствием необходимости тратить время на поездку до магазина, когда совершить покупку, можно не выходя из дома.
Что касается самой доставки, то она действительно может занять несколько дней, в зависимости от того, где расположен склад магазина, в какой город и в какую точку будет происходить доставка и так далее. Однако тренды последних лет говорят о том, что большинство онлайн-магазинов стремятся к максимальному сокращению сроков доставки – во многом потому, что именно это ожидают от них клиенты. «Ситилинк» изначально отказался от полок с товаром и за счет сокращения торгового зала увеличил складскую зону в офлайн точках для того, чтоб предоставить больше позиций к заказу здесь и сейчас. Магазин во Владикавказе предоставляет более 3000 наименований товаров, тогда как традиционные полочные магазины имеют товарный запас не более 2000 наименований.
Шоппинг онлайн – это, прежде всего, расширение горизонтов возможностей для самого покупателя. Что покупать, где и за какую стоимость, определяете вы. А учитывая то, что конкуренция на рынке онлайн-ритейла растет, за удобство, безопасность и удовлетворение клиента борются сами продавцы. Вам нужно лишь оставить страхи и воспользоваться этим.