Привнести национальный колорит в современную одежду. Это стало лейтмотивом жизни Софии Гогичаевой. С такой целью она и поступила в институт. Изучала историю костюма разных народов мира, и все больше увлекалась именно национальным осетинским костюмом. После вуза София поработала в разных ателье, а потом, с друзьями решила открыть свое, где они и решили начать делать современную одежду с осетинским колоритом.
«Сперва не все это понимали, воспринимали странно. Но нашлись смельчаки, которые носили нашу одежду. Глядя на них, другие тоже решились, так и пошла волна, вещи приобрели популярность», – вспоминает София о том, как все начиналось.
Платья из ателье стали надевать и выпускники. У мужчин стали пользоваться спросом рубашки. Но со временем группа энтузиастов, которая занималась развитием общего дела распалась. Тогда, Софии поступило предложение от Изольды Гогичаевой. Упустить такую возможность она не могла.
«Я узнала о создании национального осетинского костюма изнутри, так как в республике, да и в России нет таких школ, где можно изучить крой, технологию и вышивку. А я все это увидела с изнанки: какие нюансы есть, как менялись тенденции костюма со временем, силуэт», – рассказывает София.
Говоря о модных тенденциях в традиционном свадебном наряде, платье невесты раньше было красным, сегодня девушки предпочитают белый цвет. София убеждена, что такие перемены являются влиянием европейской моды. В старину, красный цвет наряда символизировал переход от девичьей жизни во взрослую. Со временем изменилось и оформление платья. Появилось много фурнитуры, которая разнообразит декор наряда.
«Наши предки использовали то, что было под рукой, чтобы украсить платье, и то, что могли себе позволить. Кто-то использовал аппликации из ткани, бархата или кожи. Золотое шитье говорило о достатке семьи, так как работа очень кропотливая и трудоемкая и позволить себе ее могли далеко не все. Традиции золотого шитья передавались из поколения в поколение и считались достоянием семьи. Нагрудники и пояс тоже считались сакральными и их передавали. Ткань, из которой было сшито платье тоже могла рассказать о статусе семьи. Бархатное или шелковое платье было признаком достатка и роскоши. В основном, наряды были из хлопчатобумажных, льняных тканей», – делится мастерица.
Выкроенные элементы платья с орнаментом попадают к Софии, и она начинает вышивать. Она использует для этого разные техники: вышивает бисером и канителью – это тоненькая проволока, которую наматывают в форме пружины. Конструкция очень хрупкая, одно движение и канитель может испортиться, распуститься. Поэтому работа получается очень кропотливой. Но результат того стоит, вышивка получается красивой. Завершая работу, София добавляет пару бусин жемчуга.
«На одно платье уходит около месяца, все зависит от сложности. Бывают такие наряды, которые шьются еще дольше. Каждый узор несет свой посыл, но в основном для женских платьев используют растительный орнамент. Это олицетворение мирового древа. Своего рода знак плодородия, чтобы каждая невеста в будущем стала матерью. Некоторые невесты любят обилие орнамента, и тогда он не просто подчеркивает ее красоту, а выходит на первый план. А платье ведь должно быть второстепенным. На первом плане должна быть сама невеста. Другие – напротив, под влиянием европейской моды предпочитают минимализм. Белый цвет он сам по себе чистый и отсутствие орнамента именно в осетинском наряде смотрится скучновато. Небольшой декор все-таки нужен», – говорит о современных веяниях в свадебных нарядах София.
Любовь к осетинскому орнаменту и культуре у Софии Гогичаевой проявляется не только на словах. Она привносит это и в свою жизнь и носит одежду с национальным колоритом. Многие говорят об идентичности, и хотят быть не как все, при этом стараются влиться в серую массу, в европейскую моду, забывая о своей национальной идентичности, уверена София. Можно сохранить традиции, вплетая их в современную жизнь.