15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Облачно)
94 %
2 м/с
$ — 82.6549 руб.
€ — 94.3593 руб.
Республике нужны прорывные решения – Казбек Томаев
04.04.2023
08:30
7 890
Республике нужны прорывные решения – Казбек Томаев

В недавно опубликованном агентством «РИА Новости» рейтинге российских регионов по зарплатам в малых и средних населенных пунктах Северная Осетия оказалась на 73-м месте. Первые позиции заняли Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа и Магаданская область — это значит, что уровень зарплат в малых и средних городах этих регионов самый высокий по стране. Северная Осетия находится в последней десятке, но выше других северокавказских республик — Чечни, КБР, КЧР, Ингушетии и Дагестана. Что это значит и как характеризует экономическую ситуацию в регионе? Этот вопрос мы задали кандидату экономических наук, экс-министру экономики Северной Осетии Казбеку Томаеву.

— Начну с того, что сегодня в интернет-пространстве публикуется большое количество самых разнообразных рейтингов. Иногда складывается впечатление, что многочисленные специализированные (и не только) агентства, существенно отличающиеся уровнем авторитетности и объективностью, соревнуются за некий «приз зрительских симпатий». Они формируют всевозможные политические, экономические, социальные рейтинги. Результаты некоторых из них могут быть предвзятыми, а их составители не всегда заинтересованы в точности полученных результатов. Зачастую не до конца раскрывается методика.

Упомянутый вами «Рейтинг регионов по уровню зарплат в провинции» основывался на открытых данных, публикуемых Росстатом и его кавказским отделением, которое находится в Ставропольском крае. Обращу ваше внимание на тот факт, что здесь не учтены доходы жителей в областных центрах. Так и в Северной Осетии — Владикавказ вынесен за скобки рейтинга. Строго говоря, это даже не расстановка регионов по размеру заработной платы. Рассчитывается достаток работающего населения в малых городах и поселках, то есть хватает ли зарплаты на покупку необходимых для жизни товаров и услуг.

Попробуем разобраться: 73-е место — это хорошо или плохо?

Факт первый. Большой разницы в зарплатах у аутсайдеров рейтинга нет.

Вот что по этому поводу говорит Казбек Томаев:

— С одной стороны, как вы отметили вначале, мы — среди лидеров по Северному Кавказу. Но, с другой стороны, что дает это лидерство, если во всех рейтингах, которые касаются уровня жизни, заработных плат, мы все вместе дружно и кучно располагаемся в седьмом или восьмом десятке? Иногда компанию нам составляют Алтай, Калмыкия, другие регионы с периферии. Кстати, уровень заработной платы в республиках Северного Кавказа примерно одинаковый. От региона к региону он отличается на несколько сотен рублей.

У агентства «РИА Новости» также есть рейтинг регионов по доле работников, получающих зарплату выше общероссийской. И здесь Северная Осетия-Алания находится на сопоставимом 67-м месте. В Северной Осетии не больше 10% работников получают зарплату больше среднероссийской, которая в прошлом году составляла около 57 тысяч рублей в месяц.

Факт второй. В рейтинге нас «тянут» вниз размер реального сектора экономики, ее теневая часть и диспропорции в развитии Владикавказа и районов республики.

— Почему 73-е место? У нас есть достаточно крупные коммерческие компании, но их мало. По сути, крупного бизнеса нет, нет развитой добывающей промышленности, подразделений известных федеральных компаний, труд работников которых хорошо оплачивается и влияет на экономические показатели. В структуре нашего регионального продукта значительная часть приходится на государственный сектор. Он опережает и торговлю, и сельское хозяйство, и промышленность. Заработные платы в нем и являются ориентиром для экономики, а должно быть наоборот.

Эта ситуация в целом характерна для региона, но особенно она проявляется в районах республики. С учетом того, что большая часть экономически активного населения проживает во Владикавказе, где сконцентрированы основные экономические процессы (строительство, промышленность, транспорт, финансы, другие услуги), на оставшиеся муниципалитеты приходится незначительная часть реальной экономики. Здесь доходы населения формируются в основном за счет государственного сектора — это зарплаты учителей, врачей, сотрудников домов культуры, работников ЖКХ, государственных служащих. А зарплаты, например, муниципальных служащих в последние годы индексируются крайне слабыми темпами. Когда доходы населения «завязаны» на бюджете и там нет ощутимого роста зарплат, то и бизнес у себя не будет стремиться их повышать. К слову, в других регионах (которые находятся в верхней части) ситуация несколько иная. Там тоже есть столицы, но такого явного перекоса в сторону административных центров нет, и, если экономика растет, процесс идет более равномерно.

Кроме того, у нас есть такой серьезный фактор, как теневая экономика. У тех регионов, которые находятся выше, настолько крупной доли теневой экономики нет. Посмотрите, какое количество жителей республики неофициально работают в том же такси, в сфере услуг. Не думаю, что заставить их зарегистрироваться в качестве самозанятых, платить символические налоги и при этом продолжать заниматься своим делом — это невыполнимая задача. Это доказывает и работа правительственной комиссии по выявлению неформальной занятости. К сожалению, вновь выявленные и оформленные сотрудники часто возвращают свой неофициальный статус. И работодатели, мягко говоря, этому не препятствуют.

Более информативен рейтинг качества жизни, считает Казбек Томаев. И здесь Северная Осетия за последний год поднялась с 76-го на 74-е место. О чем это говорит? О том, что ничего фактически не изменилось.

— Понятно, что это не повод для гордости, но посыпать голову пеплом точно не стоит. В первом рейтинге, о котором говорилось, мы за последние годы немного просели, в этом — незначительно поднялись. Где-то небольшое движение вверх, где-то — в другую сторону. Суть от этого не меняется. Есть рейтинги (например, «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата»), где в последние 4–5 лет у нас сильные позиции. Конечно, было бы лучше, если бы мы существенно и с реальными основаниями продвинулись и в рейтинге качества жизни.

Для этого нам нужны прорывные решения, нужны реально работающие экономические проекты. За последние годы республика ощутимо нарастила позиции по сельскому хозяйству. Быстро увеличивается туристический поток. Большие усилия прикладываются к тому, чтобы за ним успевало и развитие соответствующей инфраструктуры.

Возвращаясь к теневой экономике. Она серьезно влияет на статистику, в том числе и из-за существующих глобальных перекосов в зарплатах. Врач или преподаватель, отучившийся вначале 11 лет в школе, потом 6 лет в вузе, часто еще несколько лет в ординатуре и аспирантуре, может получать 20–40 тысяч рублей в месяц. А бывает, человек за несколько месяцев самостоятельно освоил (тоже нужную) специальность в индустрии красоты или полировке автомобилей и зарабатывает в удачные дни по 15–20 тысяч рублей. Мы же не будем спорить, что первые чаще попадают в официальные статистические отчеты. Поэтому в республике существует достаточно серьезный оборот неучтенных денежных средств. Если вывести их из тени, то наши позиции в рейтинге качества жизни улучшатся. Хочу обратить на это внимание, поскольку на самом деле такой критической разницы с другими регионами, о которой могут подумать обыватели, глядя на эти рейтинги, на самом деле нет.

Какой выход? На самом высоком государственном уровне должны создаваться такие условия, чтобы предпринимателям выгоднее и удобнее было показывать реальную картину. Нам нужно реформирование налоговой системы, сокращение, практически обнуление налогов для малого бизнеса. Упрощение любых административных процедур, продление безусловного моратория на проверки для предпринимателей, расширение мер поддержки небольших предприятий.

Факт третий. В республике в последнее десятилетие серьезно увеличились объемы строительства, ввод инженерных объектов, инженерных сетей и дорог.

— Не стоит забывать и о том, что экономика страны сегодня подвергается беспрецедентному санкционному давлению, ни одна страна в мире никогда не подвергалась такому прессингу. И то, что наша страна развивается и не сворачивает социальные программы — это результат колоссальной работы Минэкономики страны, других ведомств. В этих условиях повышается значимость мероприятий государственных программ. Считаю большим плюсом то, что очень неплохо выглядят показатели республики в реализации мероприятий национальных проектов. Несмотря на их в первую очередь социальный и инфраструктурный характер, они напрямую сказываются на экономике региона. Ведь для строительства новых школ, поликлиник, объектов спорта и культуры привлекаются наши организации, которые платят налоги в республике, новые дороги оживляют экономику, а социальные меры поддержки — это непосредственная помощь семьям в денежном выражении.

Ольга 15-Датиева