Ровно 125 лет назад управление Владикавказской епархии было преобразовано во Владикавказскую духовную консисторию, созданную вскоре после утверждения самостоятельной Владикавказской и Моздокской епархии, согласно указу Святейшего Синода 5 октября 1894 года. Уже 17 ноября того же года Владикавказская Духовная Консистория приступила к работе – к ее функциям относилась вся деятельность епархии, кроме духовно-учебных заведений и попечительства.
В ее пределах собирались сведения о лицах, желающих занять священнические места, а при пострижении в монашество наводились справки, нет ли к тому препятствий; выдавались по церквям книги для ведения документов, велось наблюдение за хозяйством архиерейского дома, монастырей и храмов, в которых имелись описи имущества всех этих учреждений.
Надо сказать, первое консисторское помещение было маленьким и неказистым, перестроенным в свое время из каменного сарая, поэтому в августе 1895 года, после переезда в новый архиерейский дом на Дворцовой площади, владыка Владимир (Синьковский) свой старый дом на Сергиевской (ныне Тамаева) улице передал Духовной консистории. Сегодня здесь располагается небольшой магазинчик, но век назад в том доме на Тамаева (ныне оно находится напротив родильного дома) эффективно работал местный орган, ведавший делами Православной Церкви на территории епархии.
«Накануне образования консистории, в 1894 году, происходит ключевое событие – Владикавказская епархия становится самостоятельной. Вновь учрежденную епархию составили первоначальная Терская область, к которой была присоединена обширная Дагестанская область и Ново-Георгиевское осетинское селение Кубанской области – всего тринадцать благочиннических округов и одно единоверческое благочиние, состоящее из четырех приходов. Ранее, в этом же году, происходят два знаковых события: освящение собора Архангела Михаила во Владикавказе и Моздокского Успенского Собора. И когда в октябре образуется епархия, титул архиерея объединил два кафедральных города – Владикавказ и Моздок, в подчинение которого вошла вся территория Терской области и несколько приходов в Дагестане. На момент образования духовной консистории церковь находилась в структуре госаппарата, то есть наверху стоял Синод во главе с обер-прокурором, это как сейчас ранг министра, а на местах – региональные министерства.
Возглавлял аппарат консистории человек не в духовном сане – это был обычный чиновник, правда, закончивший духовную академию. Чины таких госслужащих приравнивались к военным, и в местной епархии секретарь имел чин VII класса (коллежский советник) приравненный к подполковнику, причем так же, как у военных, подвергался ротации. Члены духовной консистории были священниками, назначавшиеся вышестоящим Синодом, и каждый трудился по своему направлению: кто-то внутренними хозделами, а кто-то – архиерейскими. Работала консистория как министерский аппарат, и годовое содержание его состояло из жалования архиерея (4000 рублей), жалования свите, содержания певчих, наема служителей и ремонта архиерейского дома (8000 рублей), – рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии Феликс Киреев.
«В свиту архиерея входили эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий (он же казначей) и иеродиакон, а оклады им назначал архиерей, по своему усмотрению, исходя из вышеназванной суммы. Каждому члену Консистории вверялось для особого наблюдения известный разряд дел, или так называемый стол. Обычно распределение было таким – один стол занимался делами и письмами касающимися архиерея, другой заведовал внутренними делами епархии, а третий – внешними связями епархии. Консисторскому суду подлежали лица духовного и светского звания. Первые судились по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения, по взаимным спорам, возникающим из пользования церковною собственностью, по жалобам духовных и светских лиц на духовных за обиды и нарушение бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Лица светского звания подлежали Духовному суду по делам о браках, совершенных незаконно, по делам о расторжении и прекращении браков и по проступкам, подвергающим виновных церковной епитимии», – продолжает Феликс Киреев.
По его словам, много внимания уделялось и моральному облику духовенства и разрешению конфликтов в духовном сословии, а также спорам между клириками и прихожанами. Последняя категория дел была самой сложной, поскольку духовной консистории приходилось выступать в роли «мирского судьи» между сторонами. При этом, большинство ситуаций были весьма неоднозначны и порой принимали обостренный характер. К слову, в большинстве случаев, примерно 85%, обвинение признавалось ложным, поскольку доказывалось, что оно было способом мести священнослужителю.
Духовная консистория просуществовала вплоть до революции. В декабре 1917 года во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, а 4 марта 1918 гола II Съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики. 24 мая 1918 г. епископ Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 года прошел II епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. К этому времени на Тереке уже разгоралась Гражданская война и епархиальные вопросы отошли на второй план, духовенство на приходах фактически оказалось предоставлено само себе. А далее, когда окончательно установилась советская власть епархиальное управление, как и сама Владикавказская и Моздокская епархия, уже не возродилось. Это произошло лишь в 2011 году…