15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
11°
(Дождь)
94 %
2 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Со дня преобразования управления Владикавказской епархии во Владикавказскую духовную консисторию исполнилось 125 лет
05.10.2019
22:34
1 519
Со дня преобразования управления Владикавказской епархии во Владикавказскую духовную консисторию исполнилось 125 лет

Ровно 125 лет назад управление Владикавказской епархии было преобразовано во Владикавказскую духовную консисторию, созданную вскоре после утверждения самостоятельной Владикавказской и Моздокской епархии, согласно указу Святейшего Синода 5 октября 1894 года. Уже 17 ноября того же года Владикавказская Духовная Консистория приступила к работе – к ее функциям относилась вся деятельность епархии, кроме духовно-учебных заведений и попечительства.

В ее пределах собирались сведения о лицах, желающих занять священнические места, а при пострижении в монашество наводились справки, нет ли к тому препятствий; выдавались по церквям книги для ведения документов, велось наблюдение за хозяйством архиерейского дома, монастырей и храмов, в которых имелись описи имущества всех этих учреждений.

Надо сказать, первое консисторское помещение было маленьким и неказистым, перестроенным в свое время из каменного сарая, поэтому в августе 1895 года, после переезда в новый архиерейский дом на Дворцовой площади, владыка Владимир (Синьковский) свой старый дом на Сергиевской (ныне Тамаева) улице передал Духовной консистории. Сегодня здесь располагается небольшой магазинчик, но век назад в том доме на Тамаева (ныне оно находится напротив родильного дома) эффективно работал местный орган, ведавший делами Православной Церкви на территории епархии.

«Накануне образования консистории, в 1894 году, происходит ключевое событие – Владикавказская епархия становится самостоятельной. Вновь учрежденную епархию составили первоначальная Терская область, к которой была присоединена обширная Дагестанская область и Ново-Георгиевское осетинское селение Кубанской области – всего тринадцать благочиннических округов и одно единоверческое благочиние, состоящее из четырех приходов. Ранее, в этом же году, происходят два знаковых события: освящение собора Архангела Михаила во Владикавказе и Моздокского Успенского Собора. И когда в октябре образуется епархия, титул архиерея объединил два кафедральных города – Владикавказ и Моздок, в подчинение которого вошла вся территория Терской области и несколько приходов в Дагестане. На момент образования духовной консистории церковь находилась в структуре госаппарата, то есть наверху стоял Синод во главе с обер-прокурором, это как сейчас ранг министра, а на местах – региональные министерства.
Возглавлял аппарат консистории человек не в духовном сане – это был обычный чиновник, правда, закончивший духовную академию. Чины таких госслужащих приравнивались к военным, и в местной епархии секретарь имел чин VII класса (коллежский советник) приравненный к подполковнику, причем так же, как у военных, подвергался ротации. Члены духовной консистории были священниками, назначавшиеся вышестоящим Синодом, и каждый трудился по своему направлению: кто-то внутренними хозделами, а кто-то – архиерейскими. Работала консистория как министерский аппарат, и годовое содержание его состояло из жалования архиерея (4000 рублей), жалования свите, содержания певчих, наема служителей и ремонта архиерейского дома (8000 рублей), – рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии Феликс Киреев.


«В свиту архиерея входили эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий (он же казначей) и иеродиакон, а оклады им назначал архиерей, по своему усмотрению, исходя из вышеназванной суммы. Каждому члену Консистории вверялось для особого наблюдения известный разряд дел, или так называемый стол. Обычно распределение было таким – один стол занимался делами и письмами касающимися архиерея, другой заведовал внутренними делами епархии, а третий – внешними связями епархии. Консисторскому суду подлежали лица духовного и светского звания. Первые судились по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения, по взаимным спорам, возникающим из пользования церковною собственностью, по жалобам духовных и светских лиц на духовных за обиды и нарушение бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Лица светского звания подлежали Духовному суду по делам о браках, совершенных незаконно, по делам о расторжении и прекращении браков и по проступкам, подвергающим виновных церковной епитимии», – продолжает Феликс Киреев.

По его словам, много внимания уделялось и моральному облику духовенства и разрешению конфликтов в духовном сословии, а также спорам между клириками и прихожанами. Последняя категория дел была самой сложной, поскольку духовной консистории приходилось выступать в роли «мирского судьи» между сторонами. При этом, большинство ситуаций были весьма неоднозначны и порой принимали обостренный характер. К слову, в большинстве случаев, примерно 85%, обвинение признавалось ложным, поскольку доказывалось, что оно было способом мести священнослужителю.

Духовная консистория просуществовала вплоть до революции. В декабре 1917 года во Владикавказе было образовано Терско-Дагестанское правительство, а 4 марта 1918 гола II Съезд народов Терека признал советскую власть и объявил об образовании Терской советской республики. 24 мая 1918 г. епископ Макарий упразднил консисторию и передал ее дела в ведение выборного епархиального совета. 15 июня 1918 года прошел II епархиальный съезд духовенства и мирян, рассмотревший в первую очередь вопросы финансирования работы епархиальных учреждений. К этому времени на Тереке уже разгоралась Гражданская война и епархиальные вопросы отошли на второй план, духовенство на приходах фактически оказалось предоставлено само себе. А далее, когда окончательно установилась советская власть епархиальное управление, как и сама Владикавказская и Моздокская епархия, уже не возродилось. Это произошло лишь в 2011 году…

Ванда 15-Максимова