– Никакая религия в Республике Северная Осетия-Алания не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
– Религиозные объединения отделены от государства и равны перед Законом.
Ст.13 Конституции РСО-Алания
Каждый гражданин волен свободно выражать свое отношение к окружающему миру. Для чего созданы все условия и возможности. Однако, свобода слова и волеизъявление не являются чем-то недоступным и личным чьим-то завоеванием. Свобода слова в себе носит и ответственность за свои слова, как это случилось сейчас с Романом Габараевым, оскорбившим чувства верующих.
Разделяю тревогу православных, да и просто порядочных людей по этому поводу. В том, что Габараев понесет наказание – не было сомнений. Однако мне, как и многим, не понятны волны цунами, масштабность, на которые подняты моими согражданами его слова. Какая цель? Понятно только одно – возмущение жителей видно, потому что в такой ситуации мы никогда не оказывались.
Однако, есть много примеров, когда Осетия выходила победителем из самых сложных ситуаций. Вопрос к читателю: а разве автор оскорбительных высказываний является большим знатоком православия? Сомневаюсь. Есть ли выход из ситуации? Бесспорно, есть. Нам необходимо нам больше общаться с молодежью, больше говорить о нашей истории и переносить на сегодняшний день то, чем славились наши предки, в том числе в вопросах вероисповедания. Я не полностью отрицаю реакцию своих сограждан на оскорбительные слова.
Для меня интерес в другом – как совпали два факта в жизни православных Осетии одновременно:
а) Оскорбительное высказывание в адрес православных в Осетии.
б) Якобы обращение православных к архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду о якобы гонениям на православие в последние три года в Осетии.
Вместо спокойного обсуждения ситуации, мы развернули борьбу в СМИ. Похоже на то, что Леонид подыграл анонимщикам несуществующего обращения. Был бы не прав, если бы не отметил отчасти положительную реакцию Леонида, однако, непонятно, для чего нужно обращаться к Патриарху Кириллу и полномочному ПППР в СКФО А.А. Матовникову. Я не буду отвечать за Леонида, но выражу свое мнение и мнение большинства о том, что в этом вопросе нужно поставить жирную точку. Дело в том, что если у некоторых не получается митингами, вредительством, политическими лозунгами, критическими высказываниями в адрес властей, то нужно воспользоваться святыми религиозными чувствами верующих. Дошло до того, что некоторые пытаются показать, что в Осетии самый низкий уровень жизни. По некоторым публикациям горе-блогеров у нас даже, якобы, большинство болезней достигло самого опасного уровня в мире. И вот «наши спасители» попытались втянуть в этот процесс религию. Смею заявить, что это очень и очень опасно.
Несколько вопросов и предложений к Леониду и жителям республики:
Кто авторы обращения к Леониду и какой они веры?
Если они есть и скрываются, то это трусы, это те, которым спокойная жизнь в республике не по душе.
Или они анонимщики, стало быть, это не православные, а бунтовщики, это грешники.
Встретиться с Габараевым Р. и частью активной молодежи, где бы обсудили много вопросов, в том числе вопросы веры и понимания истоков.
Видно, некоторые верующие впитали в себя ситуацию с православием на Украине, однако там действительно власть давит на верующих, в том числе физически, чего не допустят в православной Осетии.
Почему, поднимая на такой уровень неумные слова отдельных граждан, Вы, Леонид, делаете однозначный вывод, что в Осетии ощущаете давление на православие (и приводите слова, якобы, из обращения к Вам). Если вы их приводите в своем волнительном обращении к прихожанам, значит вы их разделяете. Мне кажется, здесь налицо попытка показать православному миру в каких «ужасных», даже порой «опасных» условиях Леонид несет свой крест. Может я не прав, однако мне кажется, что налицо попытка показать то, что только он и малое его окружение в Осетии грудью стоят на холмах православия и защищают ценности духовного мира. Это далеко не так.
В Осетии тысячелетиями бок о бок уживаются представители всех религиозных конфессий и, пожалуй, мы являемся самой толерантной республикой во всех областях, особенно в вопросах веры.
Мы согласны с тем, что властные структуры не должны влиять отрицательно на чувства верующих (кроме радикальных течений). Однако мы, жители республики, видим и то, как власти поддерживают религиозную жизнь. Строим церкви, часовни, и монастыри.
Уважаемый Леонид рукопожатный, узнаваем, является участником и почетным гостем всех светских мероприятий, выступает с трибун, произносит слова, обращенные к нашим святым, верующим, к Богу и никто не может это отрицать. Мы видим, с какой радостью и вдохновением прихожане посещают церкви и другие святые места, в республике создаются всевозможные безопасные условия.
В чем же тогда выражается процесс гонения на православие, если это не желание обострить нашу социальную, политическую, религиозную жизнь. Ждем ответа.
Православие не начинается и не кончается мнением кучки людей, которые пытаются раскачивать ситуацию и занимаются писульками. Сторонники и основа православия в Осетии исчисляются тысячелетием и десятками тысяч верующих и нужно, в первую очередь, уважать их мнение.
Осетия трепетно готовится к великому празднику – 1100-летию Крещения Алании, и вместо раскола нам нужно объединиться в своих помыслах, а во главе угла должен стоять наш архиепископ Леонид.
Беда в том, что если кто-то попадает в мало-мальски выдуманную структуру и приближается чуть-чуть, как им кажется, к власти (молодежный Парламент), то им кажется, что Бога потрогали за бороду и теперь им все дозволено. Все это наше, смею заявить, ошибочное восприятие действительности. Нельзя путать религиозное чувство, чувство и ответственность, вытекающие из Кодекса поведения осетин «Æгъдау». Они в своем существовании многое заимствуют, однако, это не одно и то же, в буквальном смысле.
Наши традиционные верования синтезировались частично с православием, и сохранились в таком уникальном формате до наших времен. И здесь нашлись горе-ревизоры, которые твердят, что это не так. Бог им судья. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».
Я за критику власти, но за конструктивную, а не огульную. Если кто-то хочет вступить в диалог с властью или, хуже, навредить и для этого использует религиозное чувство, то это ниже человеческого разума и пусть знает – это вред для всех.
Глава РСО-Алания постоянно встречается с населением в районах и более лучшего места и аудитории для обращения к нему не сыскать, а ведь он же не делит нас по нашим религиозным чувствам. Мне никогда на этих встречах не приходилось слышать какие-либо упреки в адрес властей в вопросах веры, тем более о притеснениях людей по национальному признаку и вере.
Мы говорим всем: остановитесь в своих грязных помыслах, ибо Осетия не тот субъект, где можно, используя религиозные чувства, добиться поставленных грязных целей. Остановитесь, пока не поздно и мы все не опоздали.
Обращение к архиепископу Леониду:
«Дорогой отец Леонид, обращаясь к вам, хотел бы дать вам небольшой совет, поскольку служители Бога всегда имели терпение и не торопились с выводами, тем более в вопросах религии. Сегодня эти качества, как никогда, вам необходимы и мы верим, что вы ими обладаете, не делайте поспешных выводов по развитию и живучести православия в Осетии, не допускайте, чтобы отдельные лица втянули вас в свои разборки, тем более анонимы. Ведь анонимные сообщения не являются истиной в последней инстанции, тем более анонимщики грешны перед Богом, стало быть, перед всеми верующими. Пусть благословит вас Всевышний и процветает наша любимая Родина – Россия и Осетия. Напомню и о том, что мы и без вашего напутствия не вернемся в каменный век язычества».
В Осетии достаточно здравых людей, чтобы не допустить конфронтации – противостояния межнационального, тем более на основе веры. Думать об этом мы должны всегда, с одной стороны, с другой стороны, лично у меня вся эта ситуация вызывала тревогу, а сегодня даже смешно. Смешно, потому что нас пытаются стравить друг с другом, используя наши религиозные чувства, однако, ой как это мелко.
Вывод: в Осетии этой выдуманной проблемы нет и создавать искусственно не получится.
Политика и вера очень и очень далеки друг от друга. Спрашивается: какой следующий шаг архиепископа в этой ситуации?
Отвечать только Леониду. Я же думаю, что Леонид в скором времени соберет за круглым столом людей, верующих и скажет свое Божье слово, и покажет нам путь к миру и пониманию в вопросах веры.