На недавней выставке – ярмарке товаров, созданных мастерами народных промыслов, в Москве одной из самых интересных стала экспозиция Северной Осетии. И во многом – благодаря изделиям из войлока. Этот экологичный и недорогой материал, появившийся раньше, чем первые ткани, сегодня переживает второе рождение.
Благодаря энтузиазму и целеустремленности предпринимателя Аланы Бзаровой за сравнительно короткий срок в республике удалось вовлечь в обучение древнему ремеслу уже не одну сотню женщин, и пусть пока в самых скромных объемах наладить производство одежды, аксессуаров, игрушек и сувениров. Поддержка от правительства в виде грантов помогла распространить полезное начинание на семь районов. Все желающие не только получают необходимые знания. В их распоряжение бесплатно предоставляется войлок для работы. Учись и твори! Бесспорным признанием успешности проекта стало выделение специального помещения в центре Владикавказа. Теперь город будет, возможно, единственным в России, да и за ее пределами, где существует Дом войлока.
Но от первого этапа, который можно условно назвать экспериментальным, пора постепенно переходить к сугубо промышленному. Этому препятствуют две проблемы. Если с разрозненностью изготовителей можно справиться за счет четкой координации и налаженной логистики, то с нехваткой сырья дело обстоит сложнее. Сегодня овцеводство в республики развито в недостаточной степени. Для валяния годится и шерсть коз, но они еще более редкие гости в наших краях. Можно закупать необработанную у посредников. Соответствующих предложений хватает и объемы не ограничены. Однако это значительно удорожает стоимость продукции «на выходе». Путь из этого тупика один – кооперироваться с соседними регионами, где чабанов с отарами можно встретить чаще. Шерсть можно закупать при стрижке, а со своей стороны – оказывать методическую помощь там, где тоже хотели бы возродить искусство своих предков. Со временем образовалась бы единая Северо-Кавказская «артель», способная обеспечивать запросы многих тысяч покупателей. В условиях остающегося тревожным уровня безработицы на Юге России это было бы отнюдь не лишним.
Популярность же изделий из войлока растет опережающими темпами. Одежда, из него, например, – это всегда эксклюзив. В наше время он ценится едва ли не превыше всего. Эксклюзивный автомобиль или телефон стоил бы бешеных денег. Но войлочное платье или пальто в единственном экземпляре доступно даже по меньшей цене, чем из обычной ткани в каком-нибудь бутике.Только не надо представлять себе унылые куски серого цвета, с которыми у большинства из нас ассоциируется войлок. Он может быть тонким, легким и изящным. А самая разнообразная цветовая гамма и техника нанесения узоров открывают для модельеров, портных и швей-любительниц поистине беспредельные перспективы. Эффектно смотрится комбинация войлока с шелком, крепдешином или с чем угодно еще. Не так давно был даже изобретен метод, при котором частички валяной шерсти пробиваются наружу сквозь любую ткань и образуют неповторимые сочетания. Вот уже восемь лет в Фейсбуке имеется страница «Авторский войлок из Владикавказа». Адресую к ней заинтересовавшихся, равно как и скептически настроенных. Там немало иллюстраций, которые приятно удивят.
Войлок находит широкое применение в изготовлении не только одежды, но и обуви, мебели, музыкальных инструментов, в строительстве… И это еще один довод в пользу того, чтобы он стал одним из элементов экономического развития. Трудностей со сбытом не предвидится. Скажем, туристы из других уголков России, приезжая в Осетию, охотно приобретают сувенирную продукцию из войлока – и оригинально, и местный колорит, и недорого. А в невесомые, мягкие и «дышащие» тапочки можно было бы обуть всю страну. Любопытно, что традиционные для России валенки вошли в обиход на самом деле лишь в середине девятнадцатого века и поначалу считались принадлежностью богатых людей. Очевидно с тех пор в деревнях стали использовать невостребованные ранее сапожные колодки, и свои умельцы появились повсюду. И еще один интересный факт. Валяние шерсти всегда считалось женским делом. Но на южных склонах Большого Кавказского хребта им занимались мужчины. Вероятно, по принципу «кто шерсть пасет, тот ее и валяет».
Войлок неожиданно проник в еще один сегмент рынка. В крупных городах на станциях технического обслуживания предлагают услуги по улучшению шумоизоляции автомобилей. Для этих целей выпускаются пласты специальных сортов с повышенной плотностью и звукопоглощающими свойствами. Шум колес, скрипы и дребезжания действительно уменьшаются. А поскольку такой войлок производится на клеевой основе, проложить его в своей машине можно и самостоятельно. Кто-то считает, что эта среда способствует размножению бактерий и образованию плесени. Но, во-первых, в качестве страховки есть особые пропитки, а во-вторых, стоит обратиться к представителям тех народов, которые по сей день не отказались от проживания в юртах – по крайней мере в летние месяцы или вдали от поселений. Один и тот же войлок для своих жилищ они используют чуть ли не десятилетиями.
Существует легенда о том, как был «изобретен» войлок. Якобы во время странствования Ноева ковчега овцы, находившиеся на нем, понемногу теряли клочки шерсти и утаптывали их своими копытцами. В итоге на дне ковчега образовался прочный ковер. Легенда недостоверна, но технология сперва была скорее всего именно такой. Прирученные овцы, которых наши далекие предки оставляли на ночь вместе с собой в пещерах, описанным способом и «производили» войлок. Самые ранние его образцы найдены на территории Алтая и Башкирии. Оттуда он проник в Среднюю Азию и на Кавказ. Каждый народ вносил что-то свое в обработку шерсти или в ношение предметов одежды. Многие осетины в отличии от других горских народов отдавали предпочтение войлочным шляпам. Другая локальная особенность заключалась в том, что женская накидка могла быть украшена золотым шитьем. Это же было характерно, кстати, и для шелковых платков. Не случайно в Чечне их называли осетинскими шалями. Из войлока делали башлыки и ноговицы. Последние, плотно облегая ноги и доходя выше колен, защищали штаны всадника от конского пота, а пешего оберегали от острых камней и колючих растений, которые попадались по дороге. Еще много веков назад на Кавказе научились окрашивать войлок в разные цвета. Спелая слива давала розовый, барбарис – оранжевый, бузина – фиолетовый, орех – коричневый, трава – зеленый.
Ну и как умолчать о кавказской бурке – вершине мастерства рукодельниц, работавших с войлоком? В иных местах это был основной источник доходов. В некоторых аулах Дагестана подобным промыслом занимались до 60 процентов населения, в Чечне – до 30. Одна семья в среднем могла выпустить за год 15 экземпляров этой одежды, которая служила в пути и палаткой, и постелью, и столом, и щитом. Ведь бурка выдерживала не только удар саблей или кинжалом – ее и не всякая пуля брала. Отсутствие рукавов позволяло всегда держать свое оружие наготове. А более широкая часть внизу согревала в холодную пору и коня. Полой можно было заранее прикрыть ему глаза, чтобы он не проявлял нерешительности, если предстояло преодолеть расщелину или бурный поток. Была продумана даже такая важная деталь – на войлок нашивались косицы из шерсти, чтобы дождевая вода стекала, а не впитывалась. Охотники украшали свои бурки с изнанки когтями и клыками убитых зверей. Расул Гамзатов однажды подарил бурку Фиделю Кастро. – Почему она без пуговиц? – удивился кубинский лидер. – Это для того, чтобы быстрее выхватить оружие, если встретишься с врагом, и чтобы удобнее было упрятать под ней любимую женщину, – ответил выдающийся поэт. В знак особого почтения дарят бурки белого цвета. Именно такую преподнесли на Северном Кавказе председателю Союза кинематографистов России Никите Михалкову.
И короткое резюме напоследок. Алана Бзарова начинала почти с нуля – лишь единицы в республике владели навыками войлоковаляния. А теперь осетинский войлок – уже бренд. И это только начало большого дела. А сколько еще интересных идей в совершенно других областях деятельности могло бы родиться в головах ее земляков? Сколько точек приложения есть у креатива и энтузиазма? Надо только напрячь свой ум. А может – лишь решиться на то, что давным-давно задумано.
Автор: Евгений Пантелеев