15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
61 %
3 м/с
$ — 92.2628 руб.
€ — 99.7057 руб.
На чем воспитывать будущее народа?
30.03.2021
17:03
2 447
На чем воспитывать будущее народа?

Ни для кого не секрет, что мы проходим сложнейший этап истории, и от того, какие решения сегодня примем, во многом зависит будущее наших детей и внуков.

К сожалению, на протяжении 20-30 лет в стране разрушалась стройная и достаточно эффективная система воспитания. Утилизировались идеалы, духовно-нравственные ценности, нивелировались ориентиры, и в этих условиях вопросы воспитания были отданы на откуп родителей, которым, как известно, всегда некогда. В результате мы сегодня имеем то, что ежедневно наблюдаем вокруг: бездуховность, безнравственность, отсутствие моральных границ у части молодежи и среднего поколения. В таком состоянии, не имея общей духовно-нравственной базы для воспитания, общество разобщено, податливо к манипулированию через современные каналы информации, что в конечном итоге ведет к деградации. Движение к прогрессу в нынешнее сложнейшее время невозможно без консолидации нашего общества.

Радует то, что государственная политика в стране начала поворачиваться в сторону усиления воспитательной работы на всех её уровнях. Надеюсь, движение в этом направлении продолжится и в будущем. Но любая система воспитания должна опираться на какую-то основу. Что нам взять на вооружение? Нисколько не сомневаюсь, что основой основ должны быть традиционные ценности, как часть бесценного наследия каждого народа.

Мы все представляем свои народы, а все вместе народ многонациональной и многоконфессиональной Республики Северная Осетия — Алания. Это реальность данная нам Богом, и мы всегда обязаны исходить из неё. В нас много различий, но того, что нас объединяет гораздо больше. Значит, нам нужно строить свои взаимоотношения на основе этого общего. На общих нормах, традиционных духовно-нравственных ценностях, общих целях и задачах мы можем и должны выработать базу для воспитания подрастающих поколений.

В этой связи, инициативная группа ученых и общественных деятелей предлагает для рассмотрения общественности «Общие принципы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений». По инициативе МОД «Высший Совет Осетин» (Иры Стыр Ныхас) в феврале-марте документ прошел обсуждение и согласование на двух расширенных круглых столах с участием руководителей национально-культурных обществ и общественных организаций. Также,18 марта состоялось обсуждение данного документа на круглом столе в Общественной палате, под председательством Чиплаковой Н.В. Известными учеными и общественными деятелями были высказаны некоторые предложения и дополнения при единогласном общем одобрении представленных принципов. Документ в письменном виде также был направлен для согласования в представительства основных религиозных конфессий в РСО-А.

При нашей общей поддержке представленных принципов духовно-нравственного воспитания будем ходатайствовать перед руководством республики о разработке на основе этих принципов соответствующей государственной программы на ближайшие годы, где будут чётко расписаны необходимы меры для создания в РСО-А системы качественного воспитания детей и молодежи.

Фундамент для нашего дома будущего закладывается сегодня.

Руслан Кучиев

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений
в Республике Северная Осетия-Алания

Устойчивое развитие общества предполагает духовный прогресс, который проявляется в целенаправленном движении к нравственным и социальным идеалам. Без них общество теряет общие ориентиры и единство, впадает в состояние аморфности и становится объектом внешнего манипулирования. Потеря общих духовно-нравственных ценностей ведёт к разложению и деградации общества. Процесс самосовершенствования человека и общества должен обеспечивать социальную гармонию, благополучие и безопасность.

На протяжении многих веков духовно-нравственный кодекс Æгьдау и комплекс культурных ценностей Фарн, передаваемые осетинами из поколения в поколение, включали в себя нормы общественных взаимоотношений и принципы воспитания молодежи, определяли морально-этические ориентиры, жизненно необходимые человеку, и ценности, обязательные для поступательного развития общества. Такой же духовно-нравственный комплекс лежит в основе традиционной культуры каждого народа, а также в учениях мировых религий. Этот общий фундамент должен служить консолидации нашего общества, повышать его устойчивость к опасным вызовам современного мира.

Общность морально-нравственных идеалов, объединяющих в себе этнокультурные и гражданские ценности, особенно актуальна для многонациональных сообществ, одним их которых является Республика Северная Осетия-Алания. Стратегия духовного развития, разделяемая всем населением, позволит сплотить и каждое локальное сообщество, гармонизируя межэтнические, межконфессиональные и межличностные взаимоотношения. С другой стороны, общие принципы позволят эффективно использовать идеологические механизмы государства – систему образования и воспитания, институты культуры, средства массовой информации и т.д.

В качестве общих морально-нравственных ориентиров предлагаются:

1. Нравственная чистота в личном поведении.

• Каждый человек должен жить в соответствии с требованиями, заложенными в духовно-нравственном комплексе народа, представителем которого он является.
• Личное поведение отдельного человека не может идти вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами того общества, в котором этот человек живёт. Уважение к людям и окружающему обществу в целом закладываются в основу семейного, дошкольного и школьного воспитания.

• Общество должно использовать свои институты и существующие законы, чтобы реагировать на факты игнорирования принятых в нем морально-этических норм.

2. Сдержанность, доброжелательность и честность в отношениях с другими людьми.

• В общении с другими людьми необходимо научиться слышать и слушать каждого, проявляя сдержанность и открытость в высказывании своего мнения.

• Придерживаться честности и порядочности, желать добра и делать добро людям, не ожидая от этого личной выгоды.

• Стараться изгонять из своего сознания такие разъедающие его негативные чувства, как зависть, лесть, угодничество, лицемерие, тщеславие.

• Избегать сквернословия, оскорбления и унижения достоинства другого человека.

3. Сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, осознание ответственности за создание семьи, рождение и достойное воспитание детей.

• Основой общества является семья как союз между мужчиной и женщиной. Создание и защита крепкой, дружной семьи – важнейшая ступень на пути к консолидации общества.

• Каждый человек несёт ответственность перед обществом и своим народом за благополучие своей семьи. Взаимная забота и поддержка супругов, родителей и детей являются непреложными условиями этого благополучия.

• Духовно-нравственное воспитание детей – первейшая обязанность каждого родителя.

• Выставление в публичной среде личных или интимных отношений должно осуждаться обществом.

4. Уважение к старшим и внимательное отношение старших к младшим.

• Стремиться быть старшим, достойным подражания, и воспитывать младших как словом, так и собственным примером – обязанность каждого человека, достигшего соответствующего возраста.

• Уважение к старшим является основополагающей нормой в традиционной культуре каждого народа. Без крепкой связи поколений нет устойчивой преемственности, необходимой для обеспечения целостности и поступательного движения общества.

• Молодые должны стремиться к взаимопониманию со старшими, повышая их информированность и сокращая дистанцию между поколениями.

5. Изучение и сохранение традиций и обычаев своего народа как базовой части его культуры и духовно-нравственного наследия.

• Каждый человек и общество в целом должен быть носителями и хранителями накопленных народом культурных ценностей. Наша обязанность – эффективно использовать его для правильного воспитания подрастающих поколений.

• Искажение морально-этических и духовно-нравственных норм, заложенных в традициях народа, перевод их в область чревоугодия и показухи должны отторгаться и порицаться каждым человеком и обществом в целом.

6. Способность ставить общественные интересы выше личных.

• Общество, в котором личные интересы каждого превалируют над общественными, не может быть консолидированным. Следует вернуться к примеру предков, которые выживали и побеждали врага, жертвуя личным интересом во имя общего благополучия или ради спасения ближнего.

• Общество, в свою очередь, должно заботиться об интересах и потребностях каждого человека.

7. Отношение к материальному благополучию.

• Стремление к материальным благам и успеху естественно для человека, однако только ценности, созданные упорным и честным трудом, приносят пользу обществу.

• Материальные и должностные возможности человека не должны быть мерилом уважения к нему. Достойное место в обществе обеспечивают высокие личностные качества и заслуги перед народом.

8. Нетерпимость к национальной, расовой и религиозной неприязни.

• Каждый человек вне зависимости от национальной, расовой, религиозной принадлежности достоин уважения, определяемого его вкладом в развитие общества.

• Каждый гражданин обязан уважать право сограждан на самостоятельный выбор вероисповедания. Представитель любой этнической и религиозной группы в Республике Северная Осетия-Алания обязан стремиться к уважению и взаимопониманию между всеми членами общества, не навязывая свои взгляды другим.

• Пропаганда межнациональной и межконфессиональной розни, преследуемая по закону, должна осуждаться обществом с использованием всех возможных законных инструментов.

• Общность морально-этических норм в традиционных культурах всех народов и религиозных конфессий должна быть основой общественной гармонии.

9. Уважение к закону и правопорядку.

• Каждый гражданин обязан соблюдать законы того государства, на территории которого он проживает.

• Воспитание уважения к закону должно быть важной составляющей образовательного и воспитательного процесса.

10. Воспитание патриотизма на основе богатого отечественного наследия.

• Патриотизм и стремление к самопожертвованию во имя своей Родины достались нам в наследство от славных предков, от отцов и дедов. Задача нынешних поколений – всемерная забота о сохранении этого наследия, воспитание молодежи в духе высокого патриотизма и осознанной любви к Родине.

• Каждый человек обязан работать во благо общества и государства, защищать интересы Отечества. Воинская службы и защита Отечества – священный долг каждого гражданина.

11. Стремление к овладению глубокими знаниями, получению качественного образования.

• Уровень развития общества и его жизнестойкость зависят от уровня развития каждого индивидуума. Современное качественное образование и достижение высокой квалификации в профессии – самый прямой и эффективный путь к личному успеху и снижению степени социального расслоения в обществе.

12. Постижение культурных ценностей своего народа, страны, мира.

• Каждый человек должен стремиться к глубокому постижению культуры своего народа, а через неё и к изучению культур других народов страны и мира. Необходимость прохождения такого пути должна закладываться в детях с ранних лет – в семье, а затем в учреждениях образования.

• Сохранение языкового наследия своего народа – первоочередная задача каждого человека.

• Качественное изучение родного языка и культуры должно происходить во взаимосвязи семьи, системы образования, общественных институтов. Государственные структуры, общество в целом и каждый отдельный человек должны стремиться к сохранению неразрывности этой цепочки.

13. Бережное отношение к окружающей природе.

• Стремление к гармонии с окружающей природой и бережное к ней отношение являются составной частью культуры каждого народа. Задача общества – выработка механизмов контроля за сохранением чистоты окружающей среды и воспитание у молодежи чувства неразрывности с ней.

14. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, о здоровье родных и близких.

• Отказ от пьянства, употребления наркотических, психотропных и иных средств, влияющих на психику человека, должен быть одним из непременных требований, предъявляемым обществом к каждому человеку.

• Стремление к здоровому телу, здоровому духу, здоровому обществу должны закладываться системой внутрисемейного, дошкольного и школьного воспитания.

Предлагаемые идеалы являются универсальными для всех социальных групп, представителей разных народов и религиозных конфессий, и в то же время позволяют решать общие национально-культурные и духовно-нравственные проблемы.

15-Й РЕГИОН