15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
86 %
3 м/с
Трусовское ущелье. Почему оно за границей?
31.01.2007
16:51
Трусовское ущелье. Почему оно за границей?

Родину, как известно, не выбирают. Она дается человеку от самого рождения, как что-то самое родное, близкое, бесценное и незаменимое. И вовсе не случайно дано земным людям это великое, магическое и всесильное чувство любви к родной земле. Ибо только благодаря этому светлому, благоговейному чувству каждый народ способен бережно охранять и защищать свое Отечество. Трусовское ущелье, наряду с Гудским ущельем и Кобинской котловиной, является родиной для представителей 65 осетинских фамилий.
Сегодня для выходцев из 33-х осетинских сел, их родина — стала для них недоступным зарубежьем. Причиной этому были и историческая несправедливость, и недальновидность российских политиков, и коварные перипетии судьбы.
Если взглянуть на физическую карту Осетии, можно увидеть, что указанные ущелья расположены между Главным и Боковым хребтами Кавказских гор. Наряду с Мамисонским и Закинским ущельями, Нарской и Зарамгской котловиной Трусовское и Гудское ущелья и Кобинская котловина также относятся к Центральной Осетии. Но, между тем, вопреки логике и справедливости, они входят в состав Грузии. В то время как эта земля никогда грузинской быть не могла (!), так как грузины на ней попросту никогда не жили. Нет ни одного доказательства их пребывания в этих краях даже в прошлом.
Хотя археологические раскопки в этих ущельях никогда и не велись, но даже судя по надземным строениям — башням, замкам, комплексу оборонительных и хозяйственных построек, древним захоронениям, сохранившим в преданиях название «царциаты инганта», — можно с уверенностью говорить о наличии здесь единственного народа, издревле жившего в этих местах — осетин и их далеких предков.
Подтверждением этого могут служить и предметы Кобанской культуры, найденные у с. Казбеги и в с. Ухат. Уникальные находки в Гудском ущелье черепов с наличием бронзовых пластин, говорящие о высочайшем уровне культуры и искусства их создателей — предков осетин. А кроме того, историкам, изучающим Древний мир, известны племена, жившие на Кавказе в 16-14 веках до н.э., носящие имя «Тырсы». Что соответствует осетинскому названию Трусовского ущелья — Тырсыгом.
По свидетельству античных авторов — Геродота, Страбона, Плиния, предки осетин — скифы — пришли на Кавказ через Дарьяльское ущелье в 7 веке н.э. Как гласят предания, Трусовское ущелье 7 раз опустошалось и заселялось вновь. Так, в конце 4 века причиной массового ухода алан в горы явилось нашествие гуннов. Впоследствии в 5-7 веках аланы стали строить здесь свои замки и укрепления. Новая массовая миграция была вызвана разгромом алан в 1395 г. полчищами Тимура. Тогда вновь опустело Трусовское ущелье. И лишь в 15 веке здесь обосновались предки современных осетин. По сведениям Вахушти Багратиони в 17 веке в Трусовском ущелье было уже 8 осетинских селений. К тому времени и относится большинство древних строений, сохранившихся здесь.
Протяженность ущелья 30 км. В нем до недавнего времени было 13 осетинских сел, в которых отчасти или полностью сохранилось 25 башен и замков, 15 святилищ (среди которых Таранджелоз, Аларды, Саниба, Уацилла, Мады Майрам, Уастырджи, Рагъы дзуар и др.). Только в селах Трусовского ущелья проживали представители 52 осетинских фамилий, выходцев из различных ущелий Северной Осетии.
Наряду с Трусовским ущельем с незапамятных времен жили осетины и в соседнем, Гудском ущелье, в котором было 11 сел, а также в Кобинской котловине, насчитывающей 9 сел. В 40-е годы прошлого века (до принудительного выселения с гор на плоскость в 1944 г. в связи с освобождением ингушских земель) осетинское население Казбегского района составляло около тысячи семей и проживало в более чем 700 домах. Кроме осетин в 33-х осетинских селах указанных ущелий никогда никто не жил.
Но, между тем, они относятся к Казбегскому району Грузии. Эта грубейшая ошибка и историческая несправедливость были впервые допущены еще в царское время. Так, по сведениям Ю. Гаглойти: «В результате административных реформ русского правительства деление Осетии на Северную и Южную, имевшее в своей основе географический фактор, стало приобретать и административный смысл. В соответствии с этими реформами в середине 19 века северные осетины составили так называемый Военно-Осетинский округ с центром во Владикавказе. Южная же часть осетин, вместе с Трусовским ущельем и Наро-Мамисонской котловиной, была включена в Грузино-Имеретинскую губернию, позднее преобразованную в Тифлисскую и Кутаисскую губернии. Но в 1859 году территории Нарского и Мамисонского ущелий вновь присоединили к Военно-Осетинскому округу. Однако Трусовское ущелье осталось в составе Тифлисской губернии (Душетский уезд), хотя составляло органическую часть Центральной или Срединной Осетии».
Сыграло свою роль и строительство Военно-Грузинской дороги, проходившей через указанные территории. Для удобства царских чиновников все населенные пункты, прилегающие к ней, были отнесены до Казбеги — к Владикавказу, а после — к Тифлису. Вот так, словно карты в колоде, эти земли делились и перекидывались в различных вариациях, сначала царским правительством, а затем с тем же бездушным самоуправством, и советской властью — в 1922 году. При этом никто из них никогда не интересовался мнением самого народа, населяющего эти земли.
А между тем, добровольно присоединяясь к России, жители Трусовского и Гудского ущелий и Кобинской котловины давали клятву верности именно России, а не Грузии, которая, решив выйти из ее состава, прихватила с собой и никогда ей на самом деле не принадлежавшие земли!

В царское время юридическая принадлежность Грузии никоим образом не отражалась на жизни осетинских сел. В советское время населению стало навязываться подчинение грузинскому руководству района, но и это ничем не нарушало привычного уклада жизни и быта осетин. Они всегда свято охраняли чистоту своей нации. И за время многолетнего соседства с грузинами никогда с ними не вступали в браки.
Чего уже нельзя сказать о постперестроечном времени и окончательном отделении Грузии от России. Район с некогда процветавшим колхозом в одночасье обнищал. В осетинских селах сегодня нет никаких признаков цивилизации: ни медпункта, ни магазина, ни почты — ничего. Вся надежда жителей на Владикавказ, от которого их отделяет всего 54 км. Но между ними теперь стоят граница и таможня со всеми вытекающими последствиями. Хотя жители всего Кабегского района имели льготные условия для пересечения границы, именно на основании проживания в приграничной зоне, в упомянутых ущельях, граждан России — осетин.
А в довершение ко всему 8 июля 2006 года Военно-Грузинскую дорогу российское руководство и вовсе решило закрыть. Прочно и надолго.
Осетины, находившиеся в это время в своих отчих домах, но в пределах административных границ Грузии, со своими российскими паспортами, поскольку все они являются гражданами России,— оказались заложниками политических игр между Россией и Грузией. Так как обратно в Россию их не выпускала теперь уже Грузия. В таком же положении оказалось и грузинское население Казбегского района, поскольку их жизнь тоже в большей степени зависит от Северной Осетии, которая находится от них всего в 40 км, а не от Тбилиси, до которого надо ехать 150 км. К тому же, в зимние месяцы бывает закрыт Крестовый перевал, через который только и можно добраться до собственно Грузии. Дорогу через Ларс после настойчивых требований и митинга у Дома правительства во Владикавказе как осетин, так и грузин, живущих здесь, все же окрыли в сентябре, но всего лишь на 3 дня, чтобы люди, оказавшиеся по разные стороны границы, смогли, наконец, перебраться к месту основного жительства.
В осетинских селах остались в основном только пожилые люди, не пожелавшие покидать свои дома, дети которых живут и работают во Владикавказе. И можно себе представить, как тяжело им придется зимовать в нынешних условиях без материальной и моральной поддержки родных, без возможности общения, в полнейшей изоляции. Устремившая взоры за океан Грузия уже давно перестала быть «советской» территорией, на которой все были равны и жили дружно, уважая интересы друг друга. Теперь же их вовсе перестали волновать интересы и проблемы осетин, более того, они ждут, не дождутся, когда осетины, устав от бесконечных неурядиц, покинут эти земли. Россия тоже напрочь «забыла» о существовании чисто осетинского населения в составе Казбегского района. Сейчас, когда поднимается вопрос о признании независимости Южной Осетии, не упоминается проблема указанных ущелий, так как они не входят в состав Южной Осетии в силу своей обособленности. А от Северной Осетии их отделяют всего лишь несколько ныне грузинских сел. Чтобы понять, почему «ныне», необходимо обратиться к истории.
Начнем с того, что путь через Даръяльское ущелье ( «Врата алан») издревле контролировался аланами, их предками, и потомками — в лице князей Дударовых и Слоновых. За Дарьяльским ущельем следует Арвыком, что в переводе с осетинского обозначает «ущелье неба». Здесь находится древнее святилище Аларды, которому поклоняются осетины и во всех других ущельях Осетии. Затем, в 40 км от Владикавказа, находится районный центр Казбеги, в котором по преданию в конце 18 века поселился осетинский генерал, выходец из Дигорского ущелья по имени Казбек. Об этом сохранилась запись в газете «Терские ведомости» за 1830 год:
« Управляющий горскими народами здесь генерал-майор нашей службы, родом из осетинской фамилии, называющий себя громким именем Казбека. Он умер в 1817 году». Интересна еще одна цитата из газеты «Кавказ» за 1855 год: «В ущельях, прорезающих предгорья Кавказского хребта и по Военно-Грузинской дороге, разделяющей этот хребет на две части, гнездятся осетины, потомки древнейших обитателей Кавказа — ассов, или оссов».
Как гласят предания, в земли, ныне заселенные грузинами-мохевцами, после князя Казбека направлялись за какие-то провинности в ссылку представители разных народов: грузин, осетин, ингушей или кто-то нанимался в чабаны и оставался здесь жить. Так, в течение всего лишь двух столетий — 19 и 20 в.в., здесь проживают мохевцы, а территория испокон веков заселенная осетинами протяженностью в сотню километров по роковому стечению обстоятельств стала именоваться территорией Грузии. В то время как истинная Грузия начинается от г. Мцхета, где в долине реки Арагвы, по сведениям путешественника К.Коха, еще в 1837 г. находилась «крепость Мтиулети-кари, т.е. Ворота Мтиулети для защиты прохода в Ананури».
А теперь совершим небольшой экскурс в осетинские земли. Казбегского района.
В 15 км от Казбеги находится первое современное осетинское селение Коби (название которого на осетинском «Къоб» — происходит от имени скифского божества). Кобийская котловина находится на пересечении четырех ущелий: Хевского, Байдарского Трусовского и Ухатского. По преданию первыми здесь поселились Кобловы (по имени первопоселенца — Кобыла, из фамилии Хетагуровых), переселившегося из с.Нар Туальского ущелья. Они дали и название протекавшей здесь реке — Наруандон. Затем было заселено с.Ухат — фамилией Батаевых из Трусовского ущелья и еще позднее — с. Коби Туаевыми, выходцами из с. Бурмасыг Трусовского ущелья, куда они в свое время переселились из с. Сатат Мамисонского ущелья. Коби является самым «молодым» селением по сравнению с селами Трусовского и Гудского ущелий.
В Коби до 1937 г. на поляне за селом были древние захоронения. Сильнейшее наводнение в том году размыло берега, обнажив могилы и уничтожив большую часть некрополя. Сегодня местные жители называют его остатки «цыртыта», т.е. «памятники». По свидетельству старожилов и судя по размерам захоронения, здесь было когда-то достаточно большое поселение. Найденные в могилах предметы указывали на их принадлежность предкам осетин. Однако ничего не известно о времени их жизни здесь, поскольку этого не знали и первые поселенцы — предки современных кобинцев, появившиеся в этих местах 400 лет назад.
Достопримечательностью Коби является древнее святилище Къобы дзуар. Современное помещение было выстроено в более позднее время в стиле небольшой средневековой церкви. До 1913 года сохранялись остатки древнего сооружения, когда-то представленного двумя круглыми башнями, соединенными аркой. По словам старейшины села Павла Касаева, арка была взорвана войсками неприятеля. И сегодня от древнего капища сохранились только остатки былых башен.
Гордостью Коби являлась также школа, построенная в советские годы жителями-тружениками осетинских сел. Инициатором создания этой школы был родной брат прославленного осетинского ученого — лингвиста Васо Абаева — Симон Иванович Абаев (Коби является их родиной). Эта школа была уникальной даже в масштабах всего Советского Союза. Она называлась — «Школой коммунистической молодежи». В ней учились выходцы из близлежащих ущелий. При школе имелись собственная ферма и земельный участок. Школьники учились, сообща обрабатывали землю, доили коров и существовали как самостоятельное хозяйство. Школа была изначально восьмилетней и занимала небольшое здание. В 1933 году по настоянию того же Симона Абаева, Пауле Салбиева и ставшей впоследствии первой женщиной — профессором Ольгой Туаевой (уроженкой с. Ухат) было получено разрешение на строительство капитального здания, которое было сооружено силами местных жителей и специалистов-строителей в 1935 году. Это здание и сегодня невольно привлекает к себе внимание своим величием и красотой.
Яркой страницей жизни осетинских сел были годы коллективизации. В начале 30-х годов здесь было 6 колхозов, причем вступали в них добровольно. В этом районе не было раскулаченных и репрессированных, так как народ жил очень дружно. Во время войны колхозы объединили, и их осталось 3. Только в колхозе Трусовского ущелья было 30 000 голов овец, в Кобинском — 24 000, в Гудском — 11 000. К 1953 году поголовье выросло до 80 000 голов овец, 300 голов крупного рогатого скота, кроме того, была конеферма. Скотоводство было отгонным. Зимой отары перегонялись в с. Кизляр. Летом овец доили и изготавливали знаменитый Кобинский сыр, за изысканный вкус которого кобинцы и трусовцы неоднократно получали различные медали и награды, в том числе из рук английской королевы.
Безусловной гордостью являются также минеральные источники, с помощью которых в советское время здесь излечивались от болезней желудка, печени и легких многочисленные гости, приезжавшие сюда укрепить здоровье.
По свидетельству краеведов, здесь, в Коби и Трусовском ущелье, имеется около 40 видов различных нарзанов. А в с. Четырс Трусовского ущелья течет река, по химическому составу не уступающая знаменитой «Боржоми». На этой реке стояли 7 мельниц, т.к. вода в ней не замерзала даже студеной зимой. Великолепно бурлящее нарзанное озеро, находящееся в долине Аршыком в Трусовском ущелье. А напротив него, словно причудливые розовые ледники — травертиновые отложения минеральной воды, текущей по склону горы и оставляющей эти удивительные по красоте извилистые ступени.
Достопримечательностью ущелья, безусловно является средневековая крепость Четоевых, описанная историком Ф.Гутновым: «…расположенная на естественном скальном выступе на левом берегу Суатисдон, у ее впадения в Терек (кстати, также берущий свое начало в Трусовском ущелье — прим. А.Т.). Природа хорошо позаботилась об обороне Четойтыхъау — подступы к нему чрезвычайно крутые. Вершины и все склоны застроены оборонительными и хозяйственными сооружениями, примыкающими друг к другу. В совокупности они представляют стройную оборонительную систему. Неподалеку, на кладбище «Четойты уалмард» найден аланский надгробный крест с сирийско-несторианским письмом на осетинском языке, датированный 1326 годом».
Кроме того, великолепные башни сохранились в Трусовском ущелье также в селах: Абана, Бурмасыг, Хъаратыхъау, Джимара, Мна, Ногкау, Суатис и многих других.
Что же касается Гудского ущелья (Хъудыком), родины Сека и Цомака Гадиевых, находящегося за Крестовым перевалом, то осетины уже давно покинули его и можно с болью в душе констатировать тот факт, что эти земли для нас уже потеряны. Потеряны для нашей культуры бесценные свидетельства древней жизни здесь наших предков: башни, святилища, некрополи, старинный храм Пресвятой Богородицы. Все это теперь в руках людей, для которых чужая история никогда не станет святой и бесценной, которые будут безжалостно уничтожать память о когда-то жившем здесь народе.
Сегодня осетинская земля за Крестовым перевалом стала зоной туризма для Грузии. Здесь расположена известная горнолыжная база Гудаури, строятся коттеджи западного образца, приезжают туристы со всех концов света. В то время как выходцы из этого ущелья — фамилии Гадиевых, Кабановых, Цгоевых, Самовых, Рубаевых, Дзиваевых, Сокуровых, Дулаевых, Такаевых и других — не могут попасть на свою историческую родину, потому что она теперь — за границей.
По признанию самих грузин, сегодня для жителей больших городов Грузии стало очень модным выезжать на прогулку в Трусовское ущелье. Очень много появляется желающих приобрести эти земли. До сих пор осетины не продавали свои дома и башни отцов грузинам. Но за последние 2-3 года кое-кто это все-таки сделал в с. Базилан, а некоторые покинутые дома грузины заселили самовольно. И причиной этому становится все более усложняющееся сообщение между Россией и Грузией, при котором Трусовское, Гудское ущелье и Кобинская котловина стали в одночасье оторванной от Осетии, сиротливо заброшенной и всеми забытой землей.
Алина Туаева, член Союза журналистов России