Август – пора отпусков и, как следствие, транспортных заторов на границе Северной Осетии и Грузии. Километры пробок, часы ожидания: таможенный пост МАПП «Верхний Ларс» работает на пределе возможностей.
«На сегодняшний день очередь на КПП составляет в среднем – 2-2,5 километра. Грузовики и физические лица не стоят в одной очереди. Для каждой категории есть свои линии движения на въезд и на выезд из России. Многократно превышена фактическая пропускная способность МАПП «Верхний Ларс» по сравнению с его проектными возможностями. Все это достигнуто совместными усилиями таможенной и пограничной служб в интересах граждан, пересекающих границу. Для сравнения: проектная пропускная возможность «Верхнего Ларса» – 4000 физических лиц, 200 легковых автомобилей, 170 грузовых и 30 пассажирских автобусов в сутки. По факту на сегодняшний день границу пересекает 14000 физических лиц, свыше 2000 легковых и 600 грузовых автомобилей в сутки», – пояснила «15-му Региону» пресс-служба Северо-Осетинской таможни.
Проблема транспортных заторов на границе России с Грузией существует давно. По словам депутата Госдумы ФС РФ, первого заместителя председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, неоднократно политики предпринимали попытки расширить транспортный поток и коммуникации с Закавказьем.
«Потребность в том, чтобы расширить трассу, расширить поток есть не только в связи с туристами, что гораздо важнее – в связи с грузами, торговлей. Эта проблема существует абсолютно у всех, включая Грузию. Но эта страна несвободна в этом вопросе. Даже если бы она хотела – у нее есть пределы ее собственной самостоятельности. Она уже давно вырыла колею «мы идем в НАТО, мы идем в Евросоюз, мы подписываем всякие договоренности». (…) Грузия находится в заложниках своей геополитики», – подчеркнул Затулин.
Прорабатывались разные способы решения проблемы пропускной способности «Верхнего Ларса». В частности, рассматривался вариант организации т.н. «безлюдного движения», где акцент делался исключительно на перемещении грузов через границу. Кроме того, чтобы разгрузить МАПП «Верхний Ларс», можно было бы возобновить авиационное сообщение с городом Сухум, аэродром которого в пору СССР выполнял роль запасного для аэродрома г. Сочи. Еще один способ снизить нагрузку на пропускной пункт – это восстановить железнодорожную магистраль Закавказья, которая связывает Грузию и Армению с Россией, пролегая через Абхазию. В 1992 году после грузино-абхазского вооруженного конфликта сообщение по этой железной дороге было прервано. Нагорно-Карабахский конфликт прервал железнодорожное сообщение и в сторону Турции. Уже два десятка лет Армения для осуществления торговли и экспорта вынуждена использовать грузинские порты Батуми и Поти, откуда товар направляется, в том числе, и в России по Военно-Грузинской дороге. Нагрузка на эту транспортную артерию велика. Возобновление работы железнодорожной магистрали Закавказья могло бы значительно сократить ее.
«С 1994 года я помню и знаю о безуспешных попытках восстановить снабжение или сообщение по Закавказской железной дороге. Это необходимо Армении и, конечно, самой Грузии важно. Помню 1994 год, «Президент-Отель», совещание глав правительств СНГ вел Виктор Черномырдин. В очередной раз подняли вопрос о ремонте, реконструкции и запуске Закавказской железной дороги. Большинство расходов собиралась взять на себя Россия. Дальше небольшая доля Грузии и 5% – доля Абхазии. Встает на тот момент премьер-министр Грузии – Отари Пацация и говорит: «Мы готовы взять эту часть на себя и никакой Абхазии в документе не может быть, потому что это все – Грузия». В ответ абхазская сторона сказала: «Если не хотите нас видеть в таком виде, то никакого сообщения по этой магистрали не будет», – вспоминает Затулин.
Все дальнейшие попытки возобновить сообщение по Закавказской железной дороге из раза в раз упирались в политическую конъюнктуру.
«Понимаете, есть некоторые законы геополитики. (…) Грузия, конечно, прекрасная страна, там живут прекрасные люди, но с точки зрения геополитики и экономики (…) все, чем она располагает – это географический путь с Запада на Восток или с Востока на Запад для того, чтобы дальше идти на Кавказ и к кладовым Средней Азии и Каспийского моря. То есть Грузия интересна как транзитное государство: для транзита Север-Юг, в случае, если она в составе России или в союзе с ней. Или же для транзита по маршруту Запад-Восток, если Грузия не в составе России. (…) Принципиальных решений о раскрытии всех шлюзов для движения товаров, услуг и всего остального – их нет и, боюсь, что здесь Грузия просто находится в заложниках, и она не в состоянии самостоятельно эти решения принять», – резюмировал Константин Затулин.
Тем не менее, российская сторона предпринимает попытки уменьшить транспортные заторы. Упрдор «Кавказ» приступил к реконструкции почти километрового участка автодороги А-161 Владикавказ – Нижний Ларс. Проект предусматривает расширение 600-метрового участка на подъезде к многостороннему автомобильному пункту пропуска «Верхний Ларс» с двух до шести полос движения, а также реконструкцию 300 метров подходов к этому участку. Для большегрузов, идущих в Россию из стран Закавказья и Ближнего Востока, в дополнение к существующим будут отведены еще две полосы, по одной выделят для пассажирских автобусов и легкового автотранспорта. Специалисты предполагают, что эти меры увеличат пропускную способность автодороги А-161 в пиковые периоды в полтора раза. Она составит 12 тысяч автомобилей в сутки. Реконструкция участка на подъезде к МАПП «Верхний Ларс» завершится в конце текущего года.
А пока, согласно последним данным МЧС республики, время ожидания проезда через пункт пропуска «Верхний Ларс» составляет 10 часов. Участникам движения настоятельно рекомендуется планировать свое перемещение с учетом складывающейся обстановки на Военно-Грузинской дороге и воспользоваться альтернативным вариантом маршрута, который пролегает через Азербайджан.