Новый год — для детей особенный, любимый праздник, ведь он наполнен ожиданием чуда и как никакой другой способствует развитию «магического мышления» ребенка. Ну а главный персонаж, Дед Мороз, не сравнится даже с зубной феей, которая меняет выпавший зуб на монетки или подарки, спрятанные под подушкой.
До какого возраста дети верят в Деда Мороза, когда и как вера исчезает, для чего нужно писать ему письмо — об этом и многом другом «15-й Регион» узнал у психолога, кандидата психологических наук Елены Габуевой.
«Исходя из знаний возрастной психологии, мы можем сказать, что до восьми лет дети верят в Деда Мороза. Объяснением этому является развитие мышления ребенка и особенности его психического развития. Мы считаем, что ребенок не является маленьким взрослым. Он по-другому мыслит, он растет и развивается. Развитие всегда связано с изменениями, а психическое развитие — в первую очередь. Понятное дело, что для ребенка верить в Деда Мороза естественно — так же, как играть или слушать сказки, верить в чудеса. Ребенок может самостоятельно придумать, во что ему верить. Так устроено его мышление.
Развитие предполагает, что на протяжении разных этапов жизни личность меняется, человек становится другим. Мышление ребенка тоже проходит определенные этапы. От замкнутого в себе, эгоцентрического, когда малыш представляет себе, что мир устроен именно так, как ему кажется, к более открытому. Когда эгоцентризм преодолен, ребенок развивается и начинает понимать, что мир устроен совсем не так, как он придумал. Он начинает видеть реальность и объективность», — пояснила психолог.
По словам Елены Габуевой, этап от шести с половиной до восьми лет психологи характеризуют как важнейший в становлении личности ребенка. Как раз в это время ребенок начинает подозревать, что Дед Мороз все таки вымышленный персонаж. Если поговорить с детьми, отмечает психолог, то иногда можно выяснить, что они подглядели за родителями, когда те клали подарки под елку. Обычно это происходит с теми детьми, чье мышление уже начало меняться. Они становятся более внимательными и вдумчивыми, начинают анализировать и сравнивать, состыковывать какие-то детали действий и поступков родителей. Происходит переход от наглядно-образного мышления дошкольного возраста к абстрактно-логическому, которое формируется начиная с шести-семи лет.
Так, к примеру, шестилетний Алан Коков вместе с мамой Тамарой и младшими братьями традиционно написали письма волшебнику, положили их в морозильную камеру. Утром первого января мальчик подбежал к елке и увидел следы от ботинок. На восторженный вопрос мамы Тамары: «Ух ты, Аланчик, это следы Деда Мороза?», ребенок удивился: «Ага, только я не понял, почему он был в муке?».
Наиболее активно дети верят в главного волшебника, по словам психолога, в дошкольном возрасте. Тогда ребенок не сомневается в том, что видит, и в том, что ему говорят. В этого персонажа он вкладывает образ доброго дедушки, который любит всех детей, дарит подарки и заботится о детях. И это именно Дедушка Мороз пришел в дом и оставил подарок под елкой. И, конечно, родители эту веру подпитывают.
Мама четырехлетней Софьи Тамара Хутугова рассказывает, что в этом году дочка впервые сознательно ждет и с радостью готовится к празднику.
«Нам пришлось раньше обычного нарядить елку, развесить гирлянды, перевести множество листов картона и цветной бумаги, подготавливая поделки и открытки для родных своими руками. Не забыли и про Деда Мороза, написали ему письмо, положили под ёлку, а ночью наше послание “забрали его помощники”. Теперь ждем Дедушку в гости вместе со Снегурочкой, чтобы угостить молоком и мармеладом, рассказать стихотворения — каждому из новогодних персонажей персональное, чтобы никого не обидеть. Сама с удовольствием подыгрываю ребенку, пусть она как можно дольше сохранит веру в добро и чудо», — поделилась мама Тамара.
Что касается трансформации, когда ребенок перестает верить в Деда Мороза, то в норме этот переход не должен быть болезненным. Так как это происходит на определенном этапе психического развития ребенка и его мышления, он, наоборот, бывает удивлен. Он будто сделал открытие, что все подарки и действия — не Деда Мороза, а его родителей. Он будто вычислил и додумался до этого сам. Поэтому абсолютно нет острого и болезненного восприятия», — отмечает специалист.
Напротив, по мнению Габуевой, если переход происходит сложно, это говорит как раз об эмоциональной незрелости ребенка. О том, что он не готов меняться, расти и развиваться. Его мышление как бы застревает в прежнем периоде детства, из которого он уже вышел.
Многие родители любят прием: «Будешь хорошо себя вести — получишь подарок от Деда Мороза», таким образом используя подобную мотивацию в моментах воспитания. Но на самом ли деле в этой истории волшебник становится помощником для родителей?
«Это случается очень часто. Многие родители, стимулируя и мотивируя правильное поведение ребенка, пытаются манипулировать сказочным персонажем. Но нередко у таких родителей случается обратное: они угрожают, а в итоге ребенок все равно получает подарок. Так бывает у непоследовательных родителей. И это вредит развитию личности, потому что слово родителя расходится с его действиями. И тогда, в принципе, Дед Мороз ничем помочь не сможет. Я бы сказала, что да, он может стать помощником, но не стопроцентным», — поделилась психолог.
Все таки в вопросах воспитания, как отмечает Габуева, авторитетом пользоваться должны родители. Не нужно использовать Деда Мороза, милиционера и других персонажей для того, чтобы ребенок их слышал и слушался, был воспитанным.
«Да, мы можем мотивировать ребенка сказав: “А ты помнишь, что уже скоро Новый год, и Дедушка Мороз наблюдает за тобой, за твоим поведением? Ты же понимаешь, что если будешь себя нехорошо вести, то он может обидеться на тебя и не принести подарок?”. То есть использовать вот такое легкое упоминание о волшебнике, которое бы напомнило ребенку о том, что он приносит подарки детям послушным, ведущим себя правильно. Но использовать такой прием как основной рычаг в воспитании я считаю невозможным. Попахивает манипуляцией», — добавила Елена Габуева.
Связь ребенка с Дедом Морозом традиционно проходит через письма. Это часть сказки, игры и того волшебства, которое происходит с ребенком под Новый год. Но помимо этого, по мнению Психолога Габуевой, в написании письма Дедушке Морозу есть психотерапевтический момент. Ребенок очень часто рассказывает о своей жизни, о том, как прожил год, иногда упоминает об ошибках, которые допустил, о неправильном поведении.
«Это так называемый самоанализ. Очень полезная вещь. Ребенок начинает смотреть на себя и на свои действия со стороны. Это способствует развитию мышления ребенка. Он осознает, что было хорошо, а что плохо. И будто признает это, хочет исправиться, поэтому открыто пишет об этом в письме. Благодаря письмам мы и поддерживаем веру в волшебство и сказку. И ничего страшного, что это когда-то исчезнет. Остается привычка ребенка верить во что-то лучшее, и это лучшее, как правило, зависит от нас самих. В этом процессе ребенок усваивает закономерность: любое волшебство может случиться, если он приложит к этому усилия, будет стараться, чему-то учиться, хорошо себя вести. Благодаря письмам можно плавно перейти от волшебства в реальный мир», — рассказала специалист.