15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
20°
(Гроза)
94 %
5 м/с
$ — 77.9584 руб.
€ — 91.1531 руб.
«Это не шутки, мы встретились в маршрутке». Роль общественного транспорта в развитии региона
15.06.2025
13:23
2 919
«Это не шутки, мы встретились в маршрутке». Роль общественного транспорта в развитии региона

Общественный транспорт играет одну из ключевых ролей в жизни любого региона, и Осетия — не исключение. От его состояния зависит удобство передвижения граждан, экономическое развитие и качество жизни. Именно поэтому важно уделять особое внимание общественному транспорту в республике. Это многолетняя, болезненная проблема для большинства жителей Осетии, и касается это не только самого города Владикавказа, но и межмуниципальных маршрутов. В материале «15-го Региона» мы расскажем о том, какие действия предприняты для урегулирования данного вопроса, а вот насколько эффективно решается проблема — анализируйте сами.

Хотелось бы начать с чат-бота по работе общественного транспорта, над созданием которого активно работают власти республики. Что он даст? У каждого жителя и гостя Северной Осетии появится возможность отправлять жалобы на работу маршруток, автобусов, трамваев, чтобы руководство могло применять санкционные меры к недобросовестным водителям и перевозчикам.

Актуальность виртуального помощника для пассажиров в регионе отметил и первый заместитель председателя правительства республики Георгий Атаров.

«Ведется работа над созданием чат-бота по работе общественного транспорта. Важно регулировать систему, чтобы жители региона могли писать обращения, а мы, в свою очередь, их фиксировать», — сказал он.

Многие люди, особенно в небольших населённых пунктах, зависят от маршруток, автобусов и трамваев. Это пенсионеры, студенты, льготные категории граждан, люди, не имеющие личного транспорта, а также те, чьи доходы ограничены. Надёжный общественный транспорт обеспечивает им доступ к работе, образованию, медицине и другим важным ресурсам.

Немаловажным для обеспечения данной потребности станет установка камер видеонаблюдения для фиксации прибытия и отбытия общественного транспорта.

«Мы прорабатываем вопрос, хотим на каждой остановке установить камеры видеонаблюдения, которые будут фиксировать время прибытия транспорта», — заявил Атаров.

Установка видеонаблюдения на остановках — это инвестиция в комфорт, безопасность и эффективность городской среды. Для Осетии такой шаг может стать основой для развития умной и надёжной транспортной системы, которая будет работать в интересах всех жителей. Камеры позволят отслеживать фактическое прибытие автобусов и маршруток и помогут контролировать соблюдение расписания, фиксировать опоздания и простои, что особенно важно для транспортных служб и диспетчеров. Эти данные также можно использовать для анализа и улучшения маршрутов. Наличие видеонаблюдения снижает и уровень правонарушений на остановках — таких как хулиганство, вандализм или кражи. Люди чувствуют себя увереннее, зная, что пространство под контролем. Это особенно важно в вечернее и ночное время, а также в непогоду — дожди, ливни, холода.

Еще одна важная мера для улучшения системы общественного транспорта — введение параллельных маршрутов, особенно в регионах, где нагрузка на определённые направления слишком высокая. В первую очередь это снижение перегрузки на популярных линиях: когда по одному маршруту ездит слишком много людей, транспорт быстро переполняется. Параллельные маршруты помогут равномерно распределить пассажиропоток, сократить время ожидания, улучшить доступность и повысить надёжность.

«Маршрут “Владикавказ — Алагир” на 99% обслуживает государственный транспорт. Сбоев практически не наблюдается. То же самое можно сказать и о маршруте “Владикавказ — Беслан”. Думаю, это хорошая практика», — отметил Георгий Атаров.

Параллельные государственные маршруты планируют ввести из Владикавказа в Ардон, Моздок, Октябрьское, Чиколу и Эльхотово.

Власти Северной Осетии планируют также взять на контроль ситуацию с перевозчиками, и первые шаги уже делаются. В частности, планируется лишать лицензии тех частных перевозчиков, чьи маршруты не появлялись на линии более трех дней.

Люди остаются без удобных вариантов передвижения, особенно в отдалённых районах, где один маршрут — единственный способ добраться до работы, школы или больницы. Лицензия — это ответственность. Если компания не выполняет свои обязательства, она не должна удерживать маршрут «про запас». Освобождение маршрутов откроет дорогу для новых активных перевозчиков, улучшит конкуренцию и качество услуг.

Более того, на законодательном уровне будут получать штрафы те частные перевозчики, которые не установили валидаторы для безналичного расчета на маршрутках общественного транспорта.

«Мы готовим законопроект, согласно которому планируются штрафы для перевозчиков, на маршрутках которых не установлен валидатор. Для юрлиц штраф составит 150 тысяч рублей. Я хочу, чтобы максимальная доля оплаты шла в электронном формате. Сейчас мы внедрим систему по аналогии с Москвой: проезд при оплате наличными будет стоить дороже, чем при безналичном расчете. Все это пойдет в кассу, и мы сильно повысим налогооблагаемую базу», — сказал Георгий Атаров.

К слову, в случае отсутствия валидатора информацию также можно будет направить в чат-бот, о котором шла речь ранее.

В 2024 году в Северной Осетии объявили о начале транспортной реформы, которая позволит оптимизировать перевозки в регионе, обновить автобусный парк и возобновить работу Автовокзала № 2, а также реализовать несколько других перспективных проектов. План развития сети пассажирских перевозок рассчитан до 2032 года. Реформа не ограничивается заменой автобусов. Это целый комплекс мер — от ликвидации «мертвых» маршрутов и цифровизации до активной работы с инфраструктурой и развития трамваев.

Георгий Атаров назвал транспортную реформу положительной и уточнил, что в данном направлении работа не велась десятилетиями. Благодаря скоординированной работе региональных и федеральных властей Северная Осетия получит модернизированный транспорт, новые маршруты, улучшенную безопасность и удобство передвижения.

Немного статистики: за последние несколько лет закуплено 212 автобусов, из которых 27 предназначены для работы на межрегиональных маршрутах, 125 — на межмуниципальных, еще 60 — на муниципальных маршрутах города Владикавказа. Приобретено 28 новых трамвайных вагонов, тем самым полностью обновлен подвижной состав городского электрического транспорта во Владикавказе.
«Для полного обновления пассажирского транспорта необходимо дополнительно приобрести еще 308 единиц автобусов малого и среднего класса, из которых 100 единиц — для межмуниципальных маршрутов и 208 — для муниципальных», — пояснил Георгий Атаров.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на одном из заседаний предложила ускорить транспортную реформу.

«Проблемы с общественным транспортом в республике остаются. Хотя информационное поле Северной Осетии спокойное по сравнению с другими субъектами, люди жалуются на ситуацию с общественным транспортом. Речь идет и о сбоях в графиках движения маршруток и трамваев, и о том, что на многих из них до сих пор не установлены валидаторы, а значит, оплата проезда «уходит в тень». В Северной Осетии с 1 января этого года началась транспортная реформа, но надо ускорить ее темпы, обновлять транспорт, поставить на место частников, которые владеют маршрутками. Они у вас очень вольготно себя чувствуют. Почему они нарушают графики движения?» — заявила она.

Транспортная реформа — это не прихоть, а необходимость. Северная Осетия заслуживает современной, безопасной и удобной системы общественного транспорта. И чем раньше шаги будут реализованы, тем быстрее жители почувствуют перемены в повседневной жизни. А это означает и повышение привлекательности региона для инвесторов и туристов, и развитие малого и среднего бизнеса, и экологическую безопасность, и повышение мобильности для всех категорий граждан.

Автор: Алина 15-Баззаева; фото: Константин 15-Фарниев