Селение им. Коста Хетагурова расположилось в живописном месте у подножия горы Шоана в Карачаево-Черкесии. Основали его более полутора века назад выходцы из Нарского ущелья Осетии. Руководил переселением отец поэта, художника и просветителя Коста Хетагурова Леван Елизбарович Хетагуров. Покинуть обжитые места осетинские крестьяне решили в поисках лучшей жизни, а если быть точнее – плодородной и богатой земли.
Изначально село называлось Шоанинским, затем, в 1879 году оно получило официальное название Георгиево-Осетиновское, которое носило более полувека. А в 1939 году село переименовали в честь Коста Хетагурова, нашедшего здесь свое последнее пристанище и похороненного на этой земле в 1906 году. Позднее останки осетинского поэта и просветителя были перевезены во Владикавказ.
Зачастую в народе село им. Коста Хетагурова называют Лаба. Согласно одной из версий, по названию реки, у которой осетинские переселенцы хотели обосноваться изначально. Но затем люди решили перебраться поближе к православному храму, построенному в средневековье на горе Шоана. Местные жители стали называть переселенцев лабинцами, а новое село – Лаба.

Четкую планировку село получило благодаря Кавдину Баракову — первому старосте села. Он же организовал строительство дороги к храму и на горные пастбища.
Сейчас в селе проживают около 3 тысяч человек — осетины и карачаевцы живут здесь бок о бок, сохраняя уважение к разным традициям и вероисповеданиям. Несмотря на разные религии — православие и ислам — жители села отмечают общие праздники, поддерживая друг друга в радости и в горе. Главное духовное достояние села — Аланский храм святого Георгия Победоносца. Храм стал символом единства и исторической памяти. Ежегодно 6 мая в селе отмечают престольный праздник Георгия Победоносца. В этот день сюда съезжаются верующие из разных регионов страны, а также из Южной Осетии. Службу совершает архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

«Народу так много, что просто невозможно пройти», — отмечает смотритель храма и уроженец села Казбек Бараков. После богослужения все вместе отмечают праздник и у подножия храма, в осетинском святилище, посвященном Уастырджи.
На протяжении уже 155 лет, с момента как несколько осетинских фамилий покинули Нарское ущелье и обосновались на берегу реки Кубань, здесь бережно хранят национальные традиции и обычаи. Осетинское население разговаривает исключительно на родном языке, удивляясь тому, что многие осетины, которые не покидали родных мест, зачастую не владеют родным языком. Здесь осетинские традиции сохранились в первозданном виде, хотя с момента переселения сменилось уже несколько поколений.
Село им. Коста Хетагурова имеет богатую и драматичную историю, особенно ярко характер его жителей проявился в годы Великой Отечественной войны. При населении около 2000 человек из села им. Коста Хетагурова на фронт ушли свыше 800 молодых людей. Половина из них не вернулись домой. Три уроженца села были удостоены звания Героя Советского Союза: Георгий Данилович Бутаев, Александр Борисович Козаев и Александр Александрович Калоев.
Особенно трогательна история семьи Дзанаевых: мать пятерых сыновей и одной дочери, ушедших на фронт, молилась у подножия храма, когда её увидели немецкие солдаты. По рассказам жителей, к ней отправили переводчика, чтобы узнать почему женщина стоит на коленях.
«Я молюсь чтобы мои дети скорее разбили фашистов и вернулись домой живыми», – ответила бесстрашная женщина.
Наверное, оценив чувства матери, разлученной войной с детьми, немецкие солдаты ее не тронули. В память об этой семье силами местных жителей в селе была установлена памятная доска.
Сейчас село переживает сложные времена. В поисках образования и работы молодежь покидает родную землю. В советское время здесь процветала промышленность — функционировали несколько заводов, но в 90-е годы все они были закрыты.
Несмотря на это, жители села остаются сплочёнными, люди объединились в цифровом пространстве ради общей заботы и поддержки.
У села есть своя группа в популярном мессенджере с участием около 700 человек. Через неё сообщают обо всех событиях: от свадеб до похорон.
«У нас всё вместе: праздники, горе, радость. Село очень дружное», — с гордостью говорит Казбек Бараков. Группа уже более четырёх лет служит важным инструментом взаимопомощи, информирования и организации общественной жизни.

Как рассказал Георгий Урусов, один из инициаторов создания цифрового сообщества, группа изначально задумывалась как оперативный канал связи для всего села.
«Если кому-то нужна помощь — кто-то заболел, случилось горе или требуется сбор средств, — мы сразу публикуем информацию. Буквально за считанные минуты можно собрать людей и оказать необходимую помощь и поддержку», — пояснил он.
Помимо общей сельской группы, в селении им. Коста Хетагурова существует и отдельный чат для мужчин — прежде всего для координации практических дел.
«Например, если в храме что-то нужно сделать — починить, убрать, подготовиться к празднику — пишут туда, и все быстро собираются, приходят, всё вместе делают», — отметил Георгий Урусов.
Такая форма самоорганизации позволяет жителям села оперативно решать как бытовые, так и общественные вопросы, поддерживать традиции и оказывать реальную помощь в трудные моменты.
Во Владикавказе прошло открытое первенство республики по самбо
Русский язык как мост дружбы
Осетинский театр отмечает 90-летний юбилей
В Дигоре определились победители турнира по вольной борьбе памяти Солтана Бердиева
Воздушный бой
Тёплый очаг в зоне СВО: история Бабу и её осетинских сыновей
Пирогов во Владикавказе: подлинная история