15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Облачно)
93 %
1 м/с
$ — 91.3336 руб.
€ — 98.7225 руб.
Наследие предков или акт бесчестья?
05.01.2024
12:38
6 350
Наследие предков или акт бесчестья?

Кража невесты (или брак умыканием) уже давно стала неотъемлемой частью культурного кода кавказских народов. Социальные сети изобилуют видеороликами, герои которых к тому же отнюдь не всегда оказываются достаточно ловкими, чтобы уберечь избранницу от падения и ушибов. Но если потенциальная травмоопасность такой романтики неоспорима, то ее традиционная аутентичность в истории осетинского этноса до сих пор является предметом горячих споров. Наследие предков или акт бесчестья? Выясним это в материале.

Согласно результатам опроса, проведенного «15-м Регионом» среди жителей республики, 58% респондентов настроены резко негативно к краже невест, 26% предпочли занять нейтральную позицию, пояснив, что при условии взаимной симпатии способ заключения брака, по их мнению, не имеет принципиального значения, и лишь оставшиеся 16% опрошенных высказали положительное отношение к обряду умыкания, предпочтя похищение традиционному торжеству.

«К кражам невест я отношусь негативно, потому что сегодня это выглядит максимально дико», — пояснила в своем комментарии «15-му Региону» принявшая участие в опросе жительница Владикавказа Кристина Сохиева.

В числе противников оказался и другой житель столицы республики, Солтан Козырев.

«В свое время для меня даже не стояло вопроса, какой способ заключения брака выбрать, потому что лично я выступаю категорически против [кражи невест]. В первую очередь тут, наверное, нужно задаться вопросом, являлось ли это действительно традицией предков. Во-вторых, сегодня в это не вкладывается никакого смысла и делается просто ради какого-то развлечения и создания так называемого контента для социальных сетей. Мне кажется это все неуместным, не говоря уже о тех случаях, когда девушек роняют. Так себя вести не подобает осетинам».

Пока одни склоняются к тому, что кража невест — пережиток прошлого, и объясняют свою позицию ее противоречием осетинским канонам, сторонники явления, напротив, уверены: брак умыканием — издревле неотъемлемая часть культурных устоев наших предков.

«Мой супруг, тогда еще будущий, меня украл. О его планах я, конечно, догадывалась, и не была против такого формата. Думаю, в этом есть своя прелесть. Кражи ведь были в нашей истории всегда: даже по кадрам старых фильмов или литературным произведениям можно это понять. И мне кажется важным сохранить это», — отметила респондентка, пожелавшая остаться неизвестной.

Разобраться, где тут истина, помогли эксперты — старшие сотрудники отдела этнологии СОИГСИ, кандидаты исторических наук Алина Хадикова и Тамара Дауева.

«Сегодня многие молодые люди уверены, что умыкание — наша традиция, но это совершенно ошибочно. Это всегда считалось æгад (позором — прим. ред.) и нежелательной формой заключения брака. У нас совершались, конечно, умыкания невест. Этому способствовали определенные обстоятельства — это либо трудности с выплатой калыма, либо же у невесты были старшие сестры, что не позволяло ей заключить брак, так сказать, перед ними. Но в любом случае умыкание порицалось обществом, и тем более легитимности и почтения этого действа наравне со сватовством у осетин никогда не было. Это даже не спорный вопрос, это однозначный факт», — утверждает Алина Хадикова.

С ней солидарна и коллега Тамара Дауева.

«В современном понимании похищение девушек представлено как романтичная история заключения брака, прекрасное начало новой семейной жизни, когда девушку оборачивают в бурку, подхватывают и быстро запихивают в машину под радостные крики друзей жениха, снимают все действо на видео и выставляют это на всеобщее обозрение в соцсетях. Объясняют это тем, что следуют красивому и древнему осетинскому обычаю. Молодежь пытается показать свою самостоятельность, продемонстрировать, что они не нуждаются в согласии старших и родительском благословении на брак, что могут без вмешательства и разрешения старших сделать серьезный шаг в своей жизни.

Однако достоверно известно, что традиционная форма заключения брака среди осетин — это сватовство по взаимному сговору между фамилиями жениха и невесты. Свадебное торжество сопровождалось полным комплексом обрядов и ритуалов, необходимых для принятия невесты в дом жениха и установления законности брака.

Умыкание же — скъӕфт — у осетин не являлось нормой. То, что сейчас похищение называют красивым и древним обычаем осетин, не соответствует действительности. Как указывается в источниках осетинских обычаев — «скъафт худинаг у».

Похищение девушек имело серьезные причины. Это несогласие родителей невесты на брак, сословное неравенство или то обстоятельство, что девушка была засватана за другого, высокий калым и так далее».

Действительно, финансовый вопрос и по сей день нередко служит основанием того, что молодые люди прибегают к похищению невест, что как заверяет Тамара Дауева, является малоубедительным аргументом.

«Оправдывать умыкание отсутствием материальных возможностей для свадебных расходов не совсем верно. Похищение девушки тоже предполагает определенные мероприятия, которые несут финансовые затраты при примирении (фидауын и т. д.). Согласно нашим исследованиям, похищение также достаточно затратная форма брака. Не стоит выдавать это за повод к похищению», — говорит Тамара Дауева.

По словам эксперта, в былые времена умыкание невесты влекло за собой плачевные последствия.

«Самым распространенным последствием похищения девушек была кровная месть. Очень много фактов кровной вражды зафиксировано в документах именно по причине похищения девушек.

Последствия заключения брака умыканием также были достаточно суровы. Это тяжелое оскорбление, которое наносили фамилии девушки, и довольно часто семья отказывалась примиряться с семьей жениха. В большинстве случаев семья девушки лишала ее права посещения своей семьи и нередко не принимала ее детей, считая их чужими, незаконнорожденными.

Таким образом, умыкание воспринималось осетинским обществом как негативное явление, вызов традиционным устоям, следствием которого становились кровная месть, судебные иски, имиджевые потери для девушек и их фамилий, сложная процедура примирения».

И все же были случаи, когда враждующим фамилиям удавалось «зарыть топор войны».

«Из этнографических экспедиций, которые наш институт периодически проводит, во время сбора материала нам стало известно, что на сегодняшний день в Осетии есть фамилии, которые гордятся тем, что никогда не умыкали невест, а также всегда возвращали «украденных» девушек из своей фамилии, требуя заключить брак согласно принятой традиции», — резюмирует специалист.

Как мы видим, кража невест испокон веков шла вразрез с нравственностью осетин: действо порицалось, знаменуя позор для всех участников, и едва ли не приравнивалось к страшнейшим преступлениям, влекло за собой долгие годы кровавой вражды. В современном мире сложно представить столь радикальные настроения, и молодые люди зачастую крадут избранниц ради эффектного зрелища, ошибочно полагая, что таким образом отдают дань традициям. А вот подразумевают ли подобные действия под собой уважение к самим девушкам и их семьям — вопрос, на который каждый человек ответит в соответствии со своим личным моральным кодексом.

Элина 15-Хутиева