
Слава о нём гремела не только по всему Советскому Союзу, но и далеко за его пределами. Его считали «своим» жители средней Азии и Кавказа, ему были открыты главные театральные сцены страны, но сердце Бибо всегда принадлежало Осетии. Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося актёра и деятеля искусств Бимболата Ватаева.
Бимболат Ватаев родился 15 марта 1939 года в селении Новый Батакоюрт в семье рабочих — Заурбека Ватаева и Тамары Караевой. В 1941 году его отца Заурбека и родного дядю Майрама призвали в ряды доблестной Советской армии и отправили на фронт. В апреле 1943 года отец погиб. На тот момент в семье Ватаевых было уже двое детей — Бимболат и его младшая сестра Аза. После того как Тамара получила похоронку, она с маленькими детьми переехала в отчий дом. Опеку над детьми и молодой вдовой после возвращения с фронта взял на себя Майрам, но всё равно семье приходилось нелегко в послевоенные голодные годы.
Несмотря на тяготы послевоенной жизни, у маленького Бибо была заветная мечта — он грезил сценой, стремился связать свою жизнь с театральными подмостками. Со школьной скамьи он участвовал во всех театральных постановках и концертах. Однажды в шахтёрский посёлок Бурон со спектаклем приехал Владимир Балаев. Именно он заметил большой потенциал в юноше и пригласил его на прослушивание в театр. В 19 лет заветная мечта Бимболата сбылась — его приняли во вспомогательный состав театральной труппы Осетинского театра. А через два года он поступил в Щукинское училище на курс Юрия Любимова. С этого момента и начался творческий полёт именитого актёра.
Дипломной работой Бимболата Ватаева стала роль лётчика в спектакле «Добрый человек из Сезуана», именно она принесла ему первый профессиональный успех. К тому времени у Любимова уже был свой театр на Таганке, и он предложил Ватаеву работу и главные роли в спектаклях, но получил отказ. Душа Бимболата всегда принадлежала родной Осетии, он не мыслил своей жизни вдали от неё.
В Осетии Бимболат Заурбекович блестяще сыграл множество замечательных ролей. Каждый спектакль с Бибо — будь то комедия либо шекспировская драма — оканчивался бурными овациями и возгласами «браво».
«Мы играли с Бибо спектакле, он играл Отелло, я – Яго, моя жена – Дездемону. Ставил спектакль потрясающий режиссёр из Москвы — бывший ректор ГИТИСА Вадим Петрович Дёмин. И он придумал, что Отелло душит Дездемону платком. Но зная темперамент Бибо… Руками можно как-то распределить силу нагрузки на горло, а вот платком можно и не рассчитать. А Дёмин требовал от Наташи: “Не смей дышать”. Я стоял за кулисами и молил Господа, чтобы она вздохнула. Говорил Бибо: “Только не задуши её! Вспомни, сколько у меня детей”. А ещё в одной сцене он в ярости хватал меня за костюм и бросал перед антрактом на авансцену. И я ему единственное говорил: “Бибо, будешь меня вот так бросать на авансцену, мне не в чем будет выйти. Это ещё не финал спектакля, у нас второй акт, не рви костюм”, — вспоминает Владимир Уваров.
Важной вехой в жизни Бимболата Ватаева стало знакомство с Борисом Кимягаровым и работа на «Таджикфильме». Именно в эти годы Ватаев играл роли, которые сделали его знаменитым не только в Союзе, но и далеко за его пределами.
«В моей жизни был один человек, который протянул мне руку, — это Борис Кимягаров. До конца жизни я снимался во всех его фильмах. Он был мне как отец, был мне родной… Он мечтал, чтобы я на таджикском языке сыграл Рустама», — делился воспоминаниями Бимболат Ватаев.
В 1971 году на киностудии «Таджикфильм» приступили к съёмкам трилогии по мотивам эпоса Фирдоуси «Шахнаме». Режиссёр Борис Кимягаров с особой щепетильностью подошёл к подбору съёмочной группы и ключевых актёров. Из сотен претендентов на роль Рустама из СССР и Ирана выбор пал на осетинского актёра Бимболата Ватаева. Именно в нём режиссёр увидел древнеперсидского богатыря. Высокий рост, стать, природная харизма, восточная внешность и главное — артистизм, умение входить в образ. По желанию режиссёра для полного перевоплощения Ватаев в короткие сроки выучил персидский язык.
Во время съёмок эпизода царского пира к Бимболату приехала мама и привезла с собой угощения, которые приготовила сама, — бараньи ножки, запечённые перепела. Именно этими яствами и был накрыт стол во время съёмки пира. Продукты были куплены Бимболатом и Борисом Кимягаровым. Все актёры с удовольствием во время съёмочного процесса вкушали блюда, приготовленные мамой Бибо. А вот мама переживала, что на «древнеиранский» стол нельзя поставить вершину кулинарного искусства Осетии — осетинские пироги.
Роль Рустама принесла Ватаеву поистине мировую славу. Помимо СССР фильм вышел в прокате в странах арабского востока, в Европе и Америке. Бимболат Ватаев за исполнение главной роли, Рустама, получил государственную премию Таджикской ССР имени Рудаки и приз на Панамском кинофестивале за лучшую мужскую роль.
«Бибо был национальным героем для тех, в чьих фильмах он снимался долгое время, его там боготворили, носили на руках. Бибо — это высокая личность», — рассказывает Владимир Уваров.
Самой большой любовью Бимболата была Осетия, и она отвечала ему взаимностью. В Республике не было человека, который его не знал и не гордился бы им. По возвращении на свою малую родину он продолжил творческий путь на родной земле. В 1994 году Ватаев стал министром культуры Северной Осетии. Он внёс огромный вклад в развитие культуры в то нелёгкое время.
«Бибо много сделал для развития культуры в Северной Осетии. Он был патриотом. В качестве министра он был таким же естественным и органичным, как и артистом. Он не был чиновником. Он был министром-человеком. Очень добрый, щедрый, щедрый на дружбу. Была масса друзей. Выходили после спектакля — и его ждали друзья, чтобы просто сказать: “Спасибо тебе, Бибо”», — вспоминает Владимир Уваров.
Ватаев оставил в народе добрую память о себе. На его счету — масса блестяще сыгранных ролей в театре и кино, множество государственных наград, но любили его не только за достижения. Отзывчивый, добрый, справедливый — таким его знал простой народ. Бимболат Заурбекович считал, что человек должен быть добрым и помогать ближним и нуждающимся. Ибо сказано в Библии: «Да не оскудеет рука дающего».
«Человек, который пропускал всё через своё сердце. И работая в театре, будучи художественным руководителем, и работая министром. Он был очень добрым человеком, очень широким. Прекрасно пел, был душой компании. У него было большое сердце», — говорит Владимир Уваров.
Девятого мая 2000 года сердце выдающего актёра Бимболата Ватаева остановилось. Для всей Осетии это известие стало сильным потрясением.
«Очень сложно говорить о человеке, которого до сих пор я как будто вижу рядом. Как сказала жена Зиновия Гердта: “Для меня Зиновий не умер, он для меня вышел куда-то и поехал на съёмки”. У меня такое ощущение, что Бибо рядом», — вспоминает Владимир Уваров.
Всенародный любимец Бимболат Заурбекович воплотил более 100 ролей на театральной сцене и в кино. Стал кумиром не только на Родине, но и далеко за её пределами. Его имя по праву вписано золотыми буквами в историю театрального искусства Северной Осетии. И по сей день Бимболат являет собой пример щедрости и душевной доброты.
«Я выступал на митинге, даже помню, что сказал: “О тебе написал поэт, дорогой Бибо, — доктора узнают нас в морге по безмерно большим сердцам. Это про тебя». Все зааплодировали. Я сказал: “Бибо, это тебе аплодисменты, последние в твоей жизни”», — делится Владимир Уваров.