15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
13°
(Дождь)
94 %
1 м/с
$ — 93.4409 руб.
€ — 99.5797 руб.
Садитесь, три!
29.03.2016
01:54
Садитесь, три!

Проверка Рособрнадзора выявила в ряде североосетинских школ факты завышения оценок при самопроверке качества образования и добавлении баллов после апелляций на ЕГЭ.

Начальник отдела управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Юлия Лях особо отметила, что целью проверки было не наказать за нарушения, а обратить внимание на сильные и слабые стороны образования в Северной Осетии.

С каждым годом для усовершенствования механизма ЕГЭ проверяющими органами разрабатываются новые подходы к проверкам. Их цель — сделать процедуру ЕГЭ максимально прозрачной и честной. Одним из пунктов, взятых на карандаш, стало изучение работ, изначально написанных на «двойку», но получивших гораздо более высокий балл после подачи апелляции. Анализ удовлетворенных апелляций с повышением баллов показывает, что их число значительно снизилось в сравнении с позапрошлым годом как в целом по стране, так и в СКФО. Однако если рассматривать каждый из субъектов СКФО в отдельности, то в 2015 году Северная Осетия заняла второе место по числу работ, результаты которых были «улучшены» на 3 и более балла. После повторной проверки дополнительные баллы были добавлены 41 выпускнику. Обогнала Северную Осетию в этой статистике только Ингушетия.

Также на совещании были озвучены результаты ежегодных проверок школ, проводимых Рособрнадзором. Для национального исследования качества образования (НИКО) в этом году были выбраны 16 из 184 республиканских школ. 391 ученик писал срез знаний по математике и 253 — по русскому языку. Результаты этого среза по обоим предметам были порядком ниже общероссийских. Худшие баллы по русскому языку показали школа-интернат г. Алагира, СОШ №40 Владикавказа и СОШ с. Коста; по математике — СОШ №3 с. Эльхотово, СОШ с. Хумалаг и санаторная школа-интернат имени генерал-майора М.С. Бароева в с. Гизель.

В конце прошлого года республиканские школы также приняли участие во всероссийской проверочной работе (ВПР) для 4-х классов, которая была проведена Рособрнадзором впервые. В целом по РФ четвероклассники успешно проходят диагностику знаний, но сюда входят как отличные и хорошие результаты, так и удовлетворительные. Самый большой процент «двоек» как по русскому языку, так и по математике получили ученики Моздокского района (более 20%), в аутсайдерах по обоим предметам числится и Алагир (14,9% и 19,5% соответственно). Существенен процент четвероклассников, не справившихся с русским языком в Пригородном районе (20,7%) и математикой в Беслане (17,9%). Среди лицеев и гимназий неудовлетворительные результаты как по русскому языку, так и по математике показала владикавказская гимназия №4: процент «двоек» и «троек» там превышает 75%.

Подытожив все цифры ВПР, специалист сделала вывод о том, что у 4-классников Северной Осетии существуют значительные пробелы в математическом образовании. Помимо общего итога, Рособрнадзор не поленился «спуститься до каждой школы в отдельности». Многие из них писали ВПР и проверяли себя сами. Самопроверка в итоге не обошлась без злоупотреблений. Проверяющих сразу насторожило 100-процентное наличие только «четверок» и «пятерок» во Владикавказском гуманитарном лицее, СОШ №6 и СОШ с. Нижняя Саниба.

«Мы все с вами понимаем, что такие результаты исключены. Не бывает такого, чтобы каждый ребенок в классе получал либо «4», либо «5». Это говорит, что мы себя слишком переоцениваем», — поясняет госпожа Лях.
Противоположный перекос наблюдался в СОШ с. Хазнидон, СОШ с. Майское и СОШ №2 с. Ногир, где количество «двоек» и «троек» превысило 90%. Такую ситуацию начальник управления федерального надзора и контроля прокомментировала так: «Либо мы предвзято относимся к этим детям, либо мы настолько плохо работаем, и с нашими кадрами необходимо что-то делать. Я прошу вас быть объективными к своим детям».

После детального рассмотрения результатов самопроверки общеобразовательных учреждений Рособрнадзор решил провести свою диагностику по 4 классам школ, которые ставили себе только хорошие или только плохие оценки. Результаты были неожиданными: все 4-классники не справились с заданием по обществознанию. Базовый уровень по русскому освоили 60%, а по математике — 50% от общего числа. Неплохой результат на общем фоне показал Республиканский лицей искусств. Но все же сами себя они оценили выше федеральных проверяющих. Неплохой результат также у СОШ №26.

Статистика показала, что ГИА школьники стабильно сдают успешнее, чем ЕГЭ. Для того, чтобы посмотреть на предварительную картину ГИА в следующем году, в той же выборке школ проверили и 8-е классы. В итоге ни один восьмиклассник не получил оценку «5» ни по русскому языку, ни по математике, ни по обществознанию. Свыше 85% получили «2» по обществознанию и свыше 50% — по математике. А в СОШ №26 все 8-классники получили оценки «2» и «3».

«В общем 65% троек. Пятерок нет совсем. И это в тех организациях, которые сами себя очень хорошо оценили. На самом деле вы троечники. Я не говорю про всю республику, только про эти «объективные» школы», — заметила Юлия Лях.

Подробно на заседании рассмотрели и вопрос детей, желающих сдать школьную программу экстерном. Таких в Северной Осетии в этом году оказалось 49. Они также выбрали достаточное большое количество экзаменов для сдачи: два человека хотят сдавать 12 экзаменов, один — 10, два — 9. Такое поведение федеральный надзиратель назвала «игрой в рулетку». Большая часть эрудитов учится во владикавказской негосударственной СОШ. С каждым ребенком была проведена диагностическая работа, которая показала, что только 10% справились с КИМом 10-го класса.

В итоговом графике Рособрнадзор показал педагогам Северной Осетии, что баллы по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР ниже общероссийского среднего показателя в среднем на 10%.

«Мы не гонимся за высокими результатами, нам нужна реальная картина. Начните с себя. Мы вам даем 2 года, чтобы вы перестали соревноваться между собой и внутри своей образовательной организации», — призвала Лях.

Напоследок Рособрнадзор распорядился провести региональный мониторинг по всем предметам в 4-х, 8-х, 10 классах и по его итогам собрать рабочее совещание с директорами школ.
Алина 15-Алиханова