15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
(Дождь)
87 %
3 м/с
$ — 81.1276 руб.
€ — 95.0987 руб.
Сакральный смысл осетинских молитв и тостов: традиции и современность
27.04.2025
15:25
5 392
Сакральный смысл осетинских молитв и тостов: традиции и современность

В современном мире, где традиции и обычаи порой в спешке теряются, важно помнить и сохранять культурное наследие. Осетинские молитвы и тосты являются неотъемлемой частью осетинской культуры, и их значение выходит далеко за рамки простых слов. Они являются не просто ритуальными действиями, но несут в себе сакральный смысл.

Молитвы и тосты в осетинской культуре можно рассматривать как формы обращения к высшим силам. Они служат не только для выражения благодарности, но и для передачи культурного наследия. С течением времени молитвы в осетинской культуре претерпели определенные изменения, многие традиции теряются, связь поколений ослабевает. Можно наблюдать, как молодежь всё реже обращается к этим языковым формам. Некоторые молитвы становятся более формальными, шаблонными, что вызывает опасения у старшего поколения. Поэтому очень важно прививать подрастающему поколению эти обычаи через образовательные программы и мероприятия.

«Вот сейчас и по телевизору уже молитвам учат, чтобы с ранних лет понимали, как правильно. Ко мне тоже люди обращаются: говорят, вроде бы артист, красиво говорит, но молитву произносит неправильно. Или, например, Бог же один, а они говорят «из всех богов главный Бог». Люди возмущаются, почему так. По мне, чтобы не терялось все это, нужно почаще привлекать молодежь, выступать перед подрастающим поколением в техникумах, школах. Сейчас мы боремся за то, чтобы вернуть в школы отменённые уроки ТКО — традиционной культуры осетин. На эти уроки хорошо бы привлекать старших, чтобы молодежь с детства подготавливать. А то, когда повзрослеют, то не хотят, то неудобно. Нужно, чтобы с детства была связь и передача от старших к младшим», — отметил заместитель председателя Высшего совета осетин Руслан Туаев.

Ключевым моментом является не то, насколько вы красноречивы в момент произнесения тоста, а искренность. Молитвы, обращённые к Богу, должны произноситься от чистого сердца. Не менее важно также перед застольем пройти определённую подготовку согласно традициям.

«Я всегда людям говорю так. Человек может очень красиво говорить, но не от души. Заученные фразы никому не нужны. Когда человек произносит тост, он до этого вообще-то подготовиться должен: пост подержать, не есть свинину, даже птицу, и тому подобное. С чистыми помыслами человек должен быть. И многие же не хотят старших слушать. Главное — не красиво говорить, главное — от души. И тогда и молитва дойдет, и пользу принесет», — пояснил Руслан Туаев.

Традиционные напитки являются важной частью осетинских тостов. В старину тосты произносили под осетинское пиво, которое готовили мужчины, а женщины занимались выпечкой пирогов. В современных условиях традиции варки пива во многом утрачены, и часто осетины покупают готовые напитки. Но этот чудесный домашний обычай может служить основой для объединения семей на праздниках.

«Вообще, правильно произносить тосты с домашним осетинским пивом, его дома сварить должны. И не женщины должны варить, а мужчины. Женщины пироги пекут. Наши предки тоже молились с пивом, а потом могли себе позволить и несколько чарок араки выпить. Между тостами произносились легенды и сказания. Предки сидели подолгу. И младшие прислушивались к ним. Все притчи и легенды — о том, как правильно поступать, где мужество проявлять, где и как себя вести», — рассказывает заместитель председателя Высшего совета осетин.

Как пояснил Руслан Туаев, утверждение, что осетины вообще не употребляли спиртного, имеет мало общего с действительностью. Существуют даже легенды о древности происхождения напитков и об умеренности их употребления.

«Вот легенда про Уастырджи. Чёрт изобрёл араку и стал предлагать Уастырджи. Говорит: “Попробуй, я вот напиток придумал”. Уастырджи выпил, а чёрт подначивает, ещё предлагает. Уастырджи выпил три рюмки и говорит: “Если выпить три рюмки этого напитка, то будет человек похож на меня, но если больше выпить, то будет похож на тебя”».

Количество тостов, произносимых за столом, может варьироваться в зависимости от ситуации и красноречия ведущего застолья. Важно, чтобы они были уместными и соответствовали контексту мероприятия. Существуют определенные тосты, которые считаются обязательными за виновника торжества, за семью и старших. Важно соблюдать очередность и традиции, каждый тост имеет свой смысл и значение.

«Очередность тостов тоже есть. Есть обязательные — сперва за Хуыцау (единого великого Бога), потом за Уастырджи, далее за виновника торжества, за семью, а дальше уже можно посвободнее. Если свадьба, то за две фамилии. Если другое мероприятие, например, день рождения — за старших; если в доме есть бабушки, дедушки — их вспомнить нужно обязательно. За младших тоже произносят. Много вариантов. Главное — от чистого сердца», — пояснил Руслан Туаев.

Научиться молиться от души — это целое искусство, которое требует времени и желания. Можно обратиться за помощью к опытным людям, которые готовы делиться своими знаниями и опытом. Это поможет не только овладеть искусством произнесения молитв, но и укрепить связь с культурным наследием.

«При желании возможно всё! Высший совет осетин для этого и существует — чтобы помогать людям. Мы в помощи не отказываем, пусть приходят к нам. Мы всегда с большим удовольствием готовы оказывать любую помощь, связанную с обычаями, традициями и тому подобным», — рассказал заместитель председателя Высшего совета осетин.

 Найм хистара — старшего застолья, или профессионального тостующего — спорный вопрос в осетинской культуре. Тосты должны идти от сердца, а не быть формальным актом за деньги. Согласно традициям, тосты должны произносить люди, которые имеют близкие связи с виновником торжества и уважают его и его семью. Тосты должны звучать от родных и близких, а не от чужого человека.

«Это неправильно, конечно. Если вы мне заплатили деньги и я произношу тосты, как я могу это делать искренне? Вы меня купили. Я должен, если даже человек негодяй, говорить, что он святой. Когда у кого-то проходит мероприятие, близкие люди, уважающие человека, становятся рядом, оказывают помощь и старшим, и младшим из уважения. А если человек никогда сам никому не помогал, в свою очередь, некому ему тоже помогать, вот они и нанимают. Это крайне неправильно. Много раз предлагали и мне, но я себе не могу позволить за деньги это делать. Это позор для осетин!» — подчеркнул Руслан Туаев.

 Сакральный смысл осетинских тостов и молитв заключается в их способности соединять людей с высшими силами и друг с другом. На праздниках — свадьбах, днях рождения и прочих мероприятиях — важными являются тосты за семью, старших, виновника торжества. Последовательность помогает создать гармонию, поддерживать уважение в общении.

«Вообще, считается, что молитва имеет большую силу, если она произнесена в праздник святого. В этот день, по поверью, святой спускается и слушает молитвы. И лучше доходит молитва в этот день», — рассказал Руслан Туаев.

Сохранение традиции осетинских молитв и тостов является важной задачей для будущих поколений. Они не только обогащают культурное наследие, но и способствуют укреплению связей между людьми. Искренность, уважение к обычаям и передача знаний от старших к младшим помогут сохранить эти ценные элементы осетинской культуры.

Ирина 15-Тедеева; фото: Константин 15-Фарниев;