Медицинское сообщество назвало утопией идею централизации республиканских лабораторий. Специалисты рассказали «15-му Региону» об активно лоббируемой системе.
Губительные начинания хорошего дела
Заведующие крупными лабораториями республики признались корреспонденту «15-го Региона», что не видят ничего плохого в идее централизации. Однако вводиться она должна не в том виде, в котором предлагает республиканский минздрав: одна крупная лаборатория на всю республику.
«Те лаборатории, которые нормально оснащены и имеют большую нагрузку, должны существовать. Но лабораторию, которая не соответствует минимальным стандартам и не обеспечивает качество лабораторных исследований, желательно передать в более мощные центры. Это, скорее, процесс оптимизации, чем централизации», – считает главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике по СКФО Юрий Первушин.
Он отмечает, что в данном вопросе не должно быть единой системы: либо все централизовать, либо децентрализовать. Первушин отмечает, что по каждой лаборатории нужно все тщательно продумать: насколько ее слияние с другой будет оправданно, улучшит ли это качество работы и будет ли экономически выгодно. Опыт подобных централизаций в других регионах привел к повышению цен на анализы.
Эксперты сошлись во мнении, что не видят смысла в централизации таких анализов, как биохимия и общий анализ крови: любое лечебное учреждение может сделать их собственными силами, необходимыми анализаторами лаборатории снабдили за счет нацпроекта. Силами единого лечебного учреждения можно производить какие-то редкие и дорогие анализы. К примеру, анализы на гормоны, коагулограмму, жидкостную цитологию, иммуноферментные анализы, полимеразной цепной реакции, электрофорез белков крови.
«Я бы централизовала исследования, которые являются малодоступными для лечебно-профилактических учреждений в связи с дороговизной, как в плане оснащения, так и приобретения реагентов и штучных специалистов», – говорит завлабораторией клинической больницы СОГМА Альбина Плиева.
Хворый ЛИС
Централизованная лаборатория будет иметь большую базу данных в электронном виде. Однако хорошую по своей сути идею едва ли можно воплотить в реальность. Заведующая лабораторией Северо-Кавказского медцентра г. Беслана Фатима Басиева считает, что не только в Северной Осетии, но и России в целом еще не скоро смогут создать идеально работающую лабораторно-информационную систему (ЛИС). В медцентре она функционирует около 9 лет и ежедневно создает немало проблем. По сути в небольшом по вместимости медучреждении (медцентр рассчитан на 300 коек) система ежедневно не отображает около 20 пробирок с кровью. Анализы подписаны, но были указаны по старинке на бумажном носителе.
Врач задает риторический вопрос, сколько же ошибок даст информационная система в масштабе республики, если только в РКБ берут анализов в три раза больше, чем в медцентре.
Игра расстояний
Много вопросов вызывает и нежелательное соседство различной крови в рамках одного учреждения и разобщение лабораторий с лечебными учреждениями. Камень преткновения – различие детской и взрослой крови. Они имеют разные референтные значения. Их нежелательно свозить в одно учреждение. Также, по мнению специалистов, особое внимание следует уделять крови онкологических и в первую очередь гематологических больных. Некоторым из них забор крови производится ежедневно из вены, и при этом требуется индивидуальный подход.
«Нашим гематологическим больным, пациентам с онкологическими заболеваниями, получающими химиотерапию или сильные препараты обязательно нужен ручной просмотр мазков крови. То есть без участия врача не обойтись, а это неприемлемый вариант для централизованной лаборатории», – поясняет заведующая клинической биохимической лабораторией Элина Худиева.
Отсутствие контакта в цепочке «лечащий врач – пункт забора крови – лаборатория» также считает недопустимым и Фатима Басиева. Это, по ее мнению, приведет к возрастанию количества ошибок на преаналитическом этапе.
«Прежде, чем у больного в коагулологии возьмут кровь, он должен полчаса находиться в определенной позе: сидеть, лежать или стоять. Не учел этот фактор – получил неправильный анализ. Перетянул жгутом вену, – и на выходе некорректный результат. Если в пределах одного учреждения лаборант быстро информирует, что кровь взята некорректно, то в условиях централизации, когда забор происходит в одном месте, а смотрят ее в другом, процесс значительно затягивается », – говорит заведующая бесланского медцентра.
Не видится экономически оправданной и сама транспортировка. Нужно будет закупить новый транспорт, термоконтейнеры и оплачивать бензин. Кроме того, перевозка может навредить качеству. В условиях плохих дорог, повышается риск разгерметизации и взбалтывания анализов. Последний фактор в ряде случаев сказывается на его точности. Также есть анализы, которые необходимо доставлять в лабораторию в течение часа. Позже смотреть их не имеет смысла.
За бортом
В создании системы централизации не учтен ряд существенных факторов: отсутствие возможности международного контроля качества, увеличения числа безработных медиков и необходимость оснащения экстренных лабораторий. Если говорить о контроле качества, который должен быть в такой лаборатории-гиганте, то стоит отметить, что он ограничится максимум федеральным уровнем, и то, если на это найдут средства. При централизации лабораторной службы в целях экономии неизбежен уход от импортных реагентов и переход на российские, которые не имеют международного статуса. Это лишает возможности проводить международный контроль качества, как это делается, к примеру, в бесланском медцентре.
«Вся наша система задействована на контролях качества. Ежедневный местный, раз в неделю – внешний контроль в Москве, а также такие важные ступени контроля, как федеральный и международный», – рассказывает Басиева.
Также переход на российские реагенты лишает возможности оценить, насколько правильно делаются анализы. Медцентр работает на некоторых из них, но если бывают случаи, которые вызывают сомнения, то кровь перепроверяют на дорогостоящих импортных реагентах. У централизованной лаборатории такой возможности не будет и она по сути будет выступать в роли единственной неопровержимой истины в последней инстанции.
За бортом новой системы окажется и существенная часть лаборантов. Вопрос куда будут трудоустраиваться выпускники медколледжа, получившие специальность лаборанта, тоже остается открытым. Как и тот, куда денутся оптимизированные кадры. Есть вероятность, что их переучат, чтобы не усугублять ситуацию с безработицей на рынке труда. Однако, учитывая финансовую составляющую, есть риск, что они просто останутся без работы.
Третий аспект, который явно стоило бы учесть, – оснащение экстренных лабораторий. Они существуют при медучреждениях, и уже в самом названии кроется важность их назначения. Перепроверить выданный ими результат чаще всего не бывает времени, поэтому в таких лабораториях должно быть самое современное и дорогостоящее оборудование. Также заведующая лабораторией СКММЦ Басиева высказала мнение, что многие врачи не захотят отправлять анализы в централизованную лабораторию и предпочтут сделать их на месте. Это приведет к перегрузке экстренной лаборатории.
Кровная собственность
Однозначным минусом новой системы респонденты назвали тот факт, что централизованная лаборатория будет находиться в частных руках. Будущий владелец, главный внештатный лаборант республиканского минздрава Юлия Цораева, возглавляющая сеть клиник «Семейная медицина», имеет непосредственное отношение к этому вопросу.
«Она (Цораева – прим. «15») предлагала мне на подпись письмо, но я сказал, что не сделаю этого, пока не познакомлюсь с реальной ситуацией», – рассказал Первушин.
В распоряжении «15-го Региона» оказались несколько видеороликов со встречи Цораевой с лаборантами. На нем виден негативный настрой медработников, которые не верят в благие намерения Цораевой и подвергают сомнению ее слова.
«Анализаторы поступают якобы бесплатно или за символическую плату. Вроде хорошо, – говорит Фатима Басиева. – Но это будут неизбежно анализаторы закрытого типа, к которыми подходят только реагенты соответствующей фирмы. Эти анализы бесплатны для пациента и здравоохранения республики, их оплачивает ФОМС. Но через какое-то время производитель, который не имеет на рынке конкурентов, повысит цены. ФОМС, в свою очередь, будет вынужден повысить статью расхода на лаборатории, а значит, уменьшить расход на другие структуры медицины. Рано или поздно все придет к тому, что пациент будет платить из своего кармана. В благородные игры поиграем полгода или год».
Идею централизации лабораторной службы министр здравоохранения республики Михаил Ратманов озвучил в октябре прошлого года. Тогда он сообщил, что «расшифровка всех плановых анализов на качественном оборудовании теперь сосредоточится в РКБ». Пробирки в специальных контейнерах будут перевозить в РКБ из медучреждений республики – больниц и поликлиник, где будут ликвидированы лаборатории. В РКБ в течение 12 часов будут обрабатывать анализы и по интернету отправлять результаты обратно.
В числе положительных моментов он рассказывал, что удастся расширить спектр исследований, повысить их качество и создать электронный архив для анализов. Кроме того, как им отмечалось, это будет абсолютно бесплатно для пациентов.
Алина 15-Алиханова