В Северной Осетии инициативная группа обратилась к главе республики Сергею Меняйло с просьбой «во избежание оскорбления чувств сознательных верующих» оказать в правовом поле помощь в вопросе установления запрета на распитие алкоголя в священных местах. Своим мнением по этому поводу с корреспондентом «15-го Региона» поделился уполномоченный по правам человека в регионе, представитель общественной организации «Ирон Федерация» Тамерлан Цгоев.
«С юридической точки зрения ситуация является довольно сложной. Для того, чтобы запретить что-либо на законодательном уровне необходим механизм этого запрета. На сегодняшний день непонятно как это будет функционировать, кто, какой орган за этим будет следить. Я занимался исследованием правовой природы святилищ традиционных верований осетин. С юридической точки зрения они делятся на несколько категорий. К первой категории можно отнести те из святых мест, которые являются объектами культурного наследия. Вторая категория — это святилища, которые относятся к памятникам природы, особо охраняемым территориям. Примером можно назвать Рощу Хетага. Под третью категорию подпадают святилища, не относящиеся к первым двум категориям. По ним нет практически никакого правового регулирования, хотя они, безусловно, священные для осетин», – сказал он.
Тамерлан Цгоев отметил, что, как и любая другая духовно-религиозная система, традиционные верования осетин регулируются федеральным законом о свободе совести и вероисповедания.
«Соответствующие общины самостоятельно определяют порядок использования этих объектов. А по федеральному закону это безусловно религиозные объекты, где проводятся обряды, молитвы и жертвоприношения. Правовая природа этих объектов с точки зрения юриспруденции ясна. Однако проблема в том, что у этих объектов нет фактических собственников кроме государства и муниципалитетов, которые, не являясь религиозными организациями, не могут вмешиваться в обрядовую практику. Осетинских традиционных организаций в республике не так много, около 6 всего. Как правило, объекты традиционных верований не переданы в управление данным традиционным организациям, соответственно они не могут напрямую осуществлять контролирующие функции. Кроме того, в том же Рекоме, например, обеспечением и организацией праздников занимается не религиозная, а общественная организация – благотворительный фонд «Реком». Поэтому правовые основания могут быть разные. В двух первых категориях можно устанавливать от имени государства определенные режимы пользования», – пояснил он.
Тамерлан Цгоев добавил, что поддерживает инициативу установления ограничений на распитие крепкого алкоголя в священных местах, но в то же время ставит под сомнение вопрос ограничения употребления, к примеру, осетинского пива, кваса, которые также содержат алкоголь.
«Традиционные религиозные обряды исполняются в том числе с помощью осетинского пива. Запрет крепкого алкоголя теоретически просчитывается, но возможно ли на уровне государственном это реализовать, отследить сколько градусов в конкретном напитке, в конкретной бутылке? Мне не представляется это возможным сегодня. Подобные вопросы должны регулироваться соответствующими общественными объединениями и религиозными организациями, общинами которым, на мой взгляд, необходимо передавать соответствующие объекты, чтобы у них были полномочия контролировать. Государству вмешиваться в деятельность религиозных организаций настолько, чтобы закреплять правовые основы проведения религиозных обрядов согласно действующему законодательству в этой сфере, запрещено. Целесообразнее установить особый правовой статус для всех этих мест, представляющих особую культурную, историческую и прочую ценности, чтобы все культовые объекты были закреплены конституционными нормами и законом об объектах культурного наследия. Что касается режима пользования, то это должно определяться соответствующими общинами», – заключил он.