15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
12°
(Облачно)
94 %
3 м/с
$ — 82.8559 руб.
€ — 94.7129 руб.
«Если затеете делать мне памятник — сделайте на коне»
06.04.2025
21:45
2 486
«Если затеете делать мне памятник — сделайте на коне»

Что связывало семьи скульптора Николая Ходова и генерала Советского Союза Иссу Плиева, почему автор решил изобразить великого полководца без орденов и медалей, какой завет оставил Исса Плиев незадолго до смерти, а также какое отношение имеет ко всему этому Юрий Лужков?

«Как давно я его не видел. Мне он даже нравится», — с этих слов и началось наше общение два года назад с Николаем Ходовым — одним из авторов памятника Иссе Александровичу Плиеву, установленного в 1997 году на набережной Терека.

Этот памятник давно стал одной из визитных карточек Владикавказа. Парящий всадник словно оберегает город, оглядывая его с благородным достоинством, олицетворяя силу и мужество, с которыми Плиев сражался за родные земли. Авторы монумента — скульпторы Николай Ходов и Борис Тотиев.

Идея установить памятник великому полководцу появилась у Николая Ходова и Бориса Тотиева давно. По воспоминаниям Николая Владимировича, это произошло после того, как они закончили работу над монументом Петра Барбашова. К тому же Исса Александрович был для Николая Ходова не просто известным земляком.

«С Иссой Александровичем Плиевым росли мой отец и дядя. Они были односельчанами — родились в селе Старый Батакоюрт. Наши семьи дружили, и эту дружбу пронесли сквозь долгие годы», — вспоминал Николай Ходов.

По некоторым данным, будущий полководец, отец и дядя скульптора не просто дружили, но были и одноклассниками в местной церковно-приходской школе, где по выходным дням преподавал известный писатель и публицист Александр Кубалов.

Как-то в разговоре с Биларом Кабалоевым, занимавшим тогда пост первого секретаря Северо-Осетинского областного комитета КПСС, Николай Ходов узнал, что незадолго до смерти Исса Александрович оставил Билару Емазаевичу свое последнее завещание.

«Билар Кабалоев зашел навестить больного Иссу Плиева, и он между делом сказал: “Если затеете делать мне памятник — сделайте на коне”. Я это запомнил», — рассказывал Николай Владимирович.

Авторы разработали около пяти различных версий памятника, тщательно продумывая места, где он мог бы занять достойное место. В это время Владикавказ посетил Юрий Лужков — городские власти с гордостью рассказали ему о планах установить памятник Плиеву. Вдохновленный идеей, Лужков выделил 15 миллиардов рублей, по нынешним меркам это эквивалентно 15 миллионам.

Территорию для памятника начали активно подготавливать: снесли старые конторские здания и неприглядные частные дома, вырыли глубокую яму, все шло своим чередом. Но на этом этапе средства иссякли, и мечта о величественном памятнике зависла в воздухе.

«Время шло, и я предложил мэру города оплатить гонорары авторам памятника, а материалы для его изготовления я бы обеспечил как благотворительную помощь от завода “Электроцинк”. Бригада наших сварщиков сделала каркас для памятника, и мы его установили за счет завода», — вспоминал Николай Ходов.

Тут нужно отметить, что памятник Иссе Плиеву — не единственный из числа тех, которые Николай Ходов великодушно подарил республике.

«Выбирая материал для памятника, мы остановились на алюминии, так как это очень долговечный материал. Хотя многие предлагали использовать бронзу, но бронза быстро гниет. А здесь — нержавеющий каркас внутри, алюминий снаружи, а между ними проложена свинцовая пластина. Но самое главное — что он светлый, ни один полководец не имеет такого памятника», — вспоминал Николай Ходов.

Спустя некоторое время после установки памятника его постамент облицевали красным гранитом, хотя изначально делать этого не планировали, хотели оставить бетон. По словам автора, бетон больше ассоциировался с трудным военным временем. Место для памятника тоже выбрано неслучайно.

«Установили его на фоне гор, так как он был их сыном. Печально, что сейчас обзор загораживает многоэтажное здание, его там быть не должно. Изначально памятник смотрелся на фоне всей цепи гор, а сейчас необходимо выбирать красивый ракурс, чтобы увидеть изначальную задумку», — сожалел Николай Ходов о решении городских архитекторов построить за памятником многоэтажку.

Иссу Плиева изобразили без орденов и медалей, и это вызвало многочисленные споры среди населения и волну негодования общественности. Николаю Ходову даже звонили многие известные люди и требовали разъяснений, почему великий военачальник без наград. На это у скульптора было весьма логичное объяснение.

«Здесь изображен момент атаки. Никто не надевает свои награды, когда идет в бой. Мы специально не изобразили награды, так как это было бы неправдоподобно. В атаках и боях Исса Плиев был без наград, а здесь изображен именно такой момент. Не стали также изображать шашку, так как Исса Плиев не был рубакой, он был в первую очередь полководцем», — терпеливо объяснял Николай Ходов.

Вызвало споры среди населения и решение авторов изобразить полководца в движении — многие хотели видеть его в статичном положении, как на фотографиях. Кстати, по словам автора, изобразить Иссу Плиева в статичном положении было бы намного проще. Чтобы передать динамику движения, Николаю Ходову и Борису Тотиеву пришлось потратить много времени в разработках наиболее удачного макета.

«Изображать конные фигуры — это вообще очень сложное дело, так как всадник и конь должны сочетаться. Еще сложнее сойтись во мнении с соавтором. Работать в соавторстве довольно сложно, потому что у каждого есть свои представления, приходится притираться друг к другу, соавторы должны быть в первую очередь союзниками, но и без споров, конечно, не обойтись. Обычно на один памятник приходится до нескольких сотен эскизов: сначала в карандаше, затем в пластилине, и из этого количества нужно выбрать один, наиболее удачный вариант», — рассказывал Николай Владимирович.

Со временем люди полюбили и приняли памятник Иссе Александровичу Плиеву. Он стал узнаваем далеко за пределами республики. Николая Ходова не стало год назад, но его работы — это прежде всего память о талантливом скульпторе и великодушном благотворителе, который создал для родной Северной Осетии так много знаковых и значимых объектов, ставших точкой притяжения для жителей всей страны.

Елена 15-Смирнова; фото: Константин 15-Фарниев