«15-й Регион» продолжает рубрику «Герои Осетии», посвященную Победе страны в Великой Отечественной войне. Сегодня мы расскажем историю подвигов, которые совершил Сергей Коблов.
Он родился 22 ноября 1915 года в селе Коби, ныне Казбегского района Грузии, в семье крестьянина. Окончил семь классов неполной средней школы и Авиационную школу гражданского воздушного флота в городе Батайск Ростовской области в 1936 году. После призыва в Красную Армию в 1941 году был направлен на курсы командиров звеньев истребительной авиации, после окончания которых проходил службу в 160-м авиационном полку.
Сергей Коблов – один из тех славных соколов советской авиации, которые были удостоены высокого звания Героя Советского Союза в самые тяжелые дни войны, когда нашей авиации приходилось вести неравную борьбу с противником, имевшим численное превосходство не только в воздухе, но и на земле и на море.
Свою первую победу он одержал осенью 1941 года в одном из первых боевых вылетов, заставив приземлиться немецкого разведчика Ju-88 в расположение наших войск.
С 1942 года он воевал в составе 182-го истребительного авиационного полка. В борьбе с группами немецких бомбардировщиков неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки истребителей противника, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их.
В одном из наградных документов ему дается следующая характеристика: «С. К. Коблов обладает отличной выучкой, высоким мастерством пилота, отлично владеет авиационной техникой, летает в любых условиях, при ограниченной видимости, на любых высотах достаёт самолёт противника, при самых сложных условиях выполняет боевые задания сам лично».
Немецкие войска рвались к Сталинграду, к богатствам Кавказа. Это были места, хорошо знакомые Сергею Коблову. Он родился в Осетии, учился в средней школе в городе Орджоникидзе, работал в Краснодаре. В 1936 году 20-летний юноша с отличными показателями окончил летную школу в городе Батайске, после чего готовил пилотов в аэроклубе в городе Цхинвали. В Сталинграде он работал начальником аэроклуба. А теперь Сергею пришлось на этих направлениях совершать не учебные полеты, а вести тяжелые воздушные бои.
За год войны Коблов становится настоящим воздушным асом. Правда, некоторое время ему пришлось находиться далеко от театра военных действий.
24 октября 1941 года пять советских истребителей во главе с Кобловым поднялись в воздух. Они должны были прикрыть с воздуха участок железной дороги Ростов – Кущевка. Истребители патрулировали, охраняя нормальную деятельность железной дороги. Вражеская авиация не появлялась. Командир уже дал сигнал своим ведомым возвращаться на аэродром. И вдруг со стороны Таганрога показалась группа фашистских истребителей, боевым порядком направлявшаяся к железной дороге. Коблов насчитал десять самолетов, среди них были «Хейнкели» и «Мессершмитты». А у него было всего пять машин, среди них две И-16, две И-153 и лишь один ЛаГГ-3, на котором летал он сам. Соотношение сил было явно не в пользу советских летчиков. Вражеские истребители, имея более выгодную высоту, первыми атаковали последнего И-16 и подожгли его. Самолет камнем пошел к земле. Летчик выбросился из горящей машины и с раскрытым парашютом спускался к земле.
Все это произошло почти мгновенно. Но командир, быстро оценив обстановку, распределил силы: два истребителя отделились от остальной двойки и устремились на прикрытие товарища, спускавшегося на парашюте, сам Коблов с ведомым врезался в строй вражеских машин. Атака была безрезультатной. Момент внезапности был упущен. Бой продолжался.
Наконец, Коблов со своим ведомым оказался выше «Мессеров», но над головой висели «Хейнкели», которые сверху пикировали на советские машины. Наконец атаки «Хейнкелей» были отбиты, и Старший лейтенант со своим ведомым оказался над вражескими машинами. Можно атаковать… Прошитый пулеметной очередью «Хейнкель» камнем пошел к земле. Один из «Мессеров» стал пикировать на Коблова, но тут на выручку ему пришел ведомый, который удачной атакой сбил вражескую машину.
Потеря двух машин обескуражила врагов. Они стали покидать поле боя. Но и положение советских летчиков с каждой минутой осложнялось: у Коблова иссякли боеприпасы, а у ведомого горючее оставалось только на обратный рейс. «На 25-й минуте, – писал об этом бое Коблов, – на высоте 4200 метров я вспомнил, что у моего ведомого на исходе горючее, и мы оба вышли из боя. Противник больше не атаковал. Результаты боя: из десяти самолетов сбито два». Пытаться в этих условиях преследовать врага было неразумно.
Сергей Константинович всегда выходил победителем из боя. Молодые летчики, прибывавшие в полк, смотрели на Сергея с нескрываемым восхищением. Каждый из них считал за честь пойти на боевое задание вместе с Кобловым. У него было чему поучиться: необычайная сила воли, уверенность в воздухе, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Даже старые лётчики, имевшие за плечами по нескольку десятков вылетов, следовали его приёмам ведения боя. Вот как характеризовался Коблов при представлении его на звание Героя Советского Союза:
«Командир авиационного звена Старший лейтенант С. К. Коблов в Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с начала военных действий. В воздушных боях проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, волевым командиром. В бою, рискуя жизнью, идет на выручку товарищам. Летает на самолетах И-16, ЛаГГ-3 днем и ночью. Техникой пилотирования владеет в совершенстве. Участвовал в 17 воздушных боях, во время которых лично сбил 9 самолетов, из них 3 “Юнкерса”, 3 “Мессершмитта”, 2 “Хейнкеля” и 1 “Дорнье”.
Перечисленные вражеские самолеты, сбитые Кобловым, имели по сравнению с его самолетом лучшую скорость, маневренность и более сильное пушечное и пулеметное вооружение. По тактико-техническим данным самолет Коблова уступал им во всех отношениях, кроме одного – мастерства пилота и его морально-боевых качеств.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками, за проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Коблову Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Свой лучший бой Герой провел 11 Мая 1943 года, когда, отражая налет на железнодорожный узел Валуйки, он сбил бомбардировщик Ju-87 и истребитель FW-190, а всего ведомая им четверка сбила семь немецких самолетов.
На разгроме немецких войск под Курском не заканчивается боевой путь Героя. Звено, а затем эскадрилья советских истребителей под командованием капитана С. К. Коблова неотступно преследовала врага на Смоленщине, Белоруссии, Прибалтике.
Ко дню исторической победы над гитлеровской Германией С. К. Коблов сбил 22 самолета противника. Среди сбитых им машин, более половины – двухмоторные тяжелые бомбардировщики: Do-215, Do-217, He-111, Ju-88. Большинство боевых вылетов он провел на «Яках».
После окончания Великой Отечественной войны Герой остался в рядах Советских Вооруженных Сил. С мая по сентябрь 1946 года был старшим инспектором по технике пилотирования военной истребительной авиации одного из Западных округов. В 1947 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком, испытывал и осваивал новые реактивные истребители, неустанно готовил кадры для советской авиации. 17 июня 1954 года погиб при облете нового реактивного истребителя. Похоронен в Пантеоне города Владикавказ. Имя Героя носят улицы в Цхинвале и во Владикавказе.
При подготовке материла использовались данные книги М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов».