15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
29°
(Дождь)
39 %
5 м/с
$ — 89.0214 руб.
€ — 95.7391 руб.
Людмила Кучиева: Стоя на месте, можно сойти с дистанции
23.07.2015
17:51
Людмила Кучиева: Стоя на месте, можно сойти с дистанции

Ректор СОГПИ Людмила Кучиева поделилась своим взглядом на педагогическое образование, рассказала о приемной кампании и результатах деятельности вуза.

– Согласны ли вы с мнением министра Дмитрия Ливанова о том, что в ближайшее время будет расти привлекательность педагогических профессий?

– Это на самом деле так, и причин для этого достаточно. По нашей части, по педагогической, – это потребности рынка труда. Сегодня очевиден дефицит дошкольных работников, учителей начальных классов, поскольку демографическая ситуация стремительно меняется к лучшему, школьное образование становится обязательным и всеобщим. Не успеем оглянуться – учащихся станет больше и в основной школе, и в старшей, и, соответственно, растет потребность в учителях. А гарантии рынка труда, как известно, управляют интересом тех, кто выбирает себе профессию. Если добавить к этому все более повышающийся в обществе статус учителя, рост заработной платы педагогов как проявление заинтересованности государства в качестве образования, то все это вкупе и обосновывает, что к педагогической профессии сегодня особый интерес. Что радует особо – ребята все чаще стали выбирать эту профессию, а это показатель.

– Приемная кампания в самом разгаре. Есть ли принципиальные новшества в этом году в СОГПИ?

– Мы открыли новое направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Это связано с тем, что группа сопровождения образования должна быть в каждой школе и входить в нее должны психолог, дефектолог, социальный педагог – это требования создания доступной среды. А дефектологов в республике до сих пор никто не готовил.

Мы решили попробовать вновь подготовку по колледжным программам по 4 профилям: начальному, дошкольному, музыкальному и художественному и оказались правы, поскольку ход приема документов подтверждает востребованность этих программ.

Также предложили в этом году новые соотношения по программам пятилетнего бакалавриата (когда студент обучается не четыре, а пять лет, но получает не одну, а две педагогические квалификации): начальные классы – родной язык; иностранный язык – русский язык; также предлагаем соотношение: физическая культура – безопасность жизнедеятельности. Это хорошая возможность для наших студентов, гарантирующая их профессиональную мобильность и востребованность на рынке труда.

В магистратуре мы открыли подготовку по трем новым направлениям. Первые два взаимосвязаны – это управление качеством образования и менеджмент в образовании, поскольку проблема качества образования сегодня архиважна и необходимо понимание того, из чего и каким образом это качество сказывается. Третье связано с функциональным русским языком, поскольку государственная политика в области образования сегодня развернута к проблеме поддержки и развития русского языка, а открытие такого магистерского направления – одно из составляющих нашей институтской программы в этой области. К тому же в институте функционирует научная школа по функциональному русскому языку.

– Пока еще сложно говорить об итогах приемной кампании. Но каковы ваши прогнозы?

– Да, говорить об итогах еще рано, но тенденции уже очевидны. В целом в институт по числу принятых на сегодня заявлений конкурс составляет 2.1 человека на место, и это неплохо по нынешним меркам. По числу оригиналов – 1.2, это тоже неплохо и гарантирует выполнение контрольных цифр приема, тем более что процесс еще идет.

Как было видно сразу, самый большой конкурс на колледжные программы – здесь до 4 человек на 1 место. Более всего на дошкольное образование, затем на начальное, а далее – на художественное и музыкальное.

Из бакалаврских направлений на первом месте психолого-педагогическое (более 3-х человек на место), затем менеджмент (2.7), затем дефектологическое, начальное, дошкольное образование (2.4), лингвистические профили: русский, английский, осетинский и т.д.

Все магистерские направления также обеспечены поступающими. Большой интерес вызывают направления «Управление качеством образования» и «Менеджмент в образовании». Это очень радует, потому что мы сами для себя на первое место программы своего развития ставили именно качество образования.

– Какая работа ведется вузом по трудоустройству выпускников?

– Трудоустройство выпускников – это один из показателей мониторинга эффективности вузов, поэтому все высшие учебные заведения заинтересованы в том, чтобы их выпускники нашли свое место в профессии. Это касается и нас. Кстати, по итогам мониторинга этого года у нас самый высокий по республике показатель трудоустройства выпускников, причем значительно опережающий другие наши вузы. Это еще раз подтверждает сегодняшнюю востребованность учителя. Поэтому в будущем мы планируем ставить вопрос об увеличении плана приема на некоторые направления. В этом смысле нам предстоит еще более серьезное взаимодействие с работодателями, еще более серьезный мониторинг состояния педагогических кадров республики (он поручен нам официально нашим учредителем), потому что сегодня необходимо принятие таких решений на опережение.

– За 90 лет работы вуза у вас наверняка есть примеры педагогических династий?

– Да, конечно. Особо радует, когда бабушки, мамы – выпускники нашего вуза приводят свих внуков, детей и горды тем, что они готовы продолжить их дело и учиться профессии здесь же. Ну не меньше 15-20 таких примеров на каждую приемную кампанию – это то, что очевидно сразу. Но и потом еще, по ходу общения, выявляются такие преемники, и это замечательно.

– Как вы можете оценить научно-педагогический потенциал СОГПИ?

– Научно-педагогический потенциал СОГПИ развивается, иначе мы бы не смогли перестраивать свою работу адекватно тем модернизационным процессам, которые сопровождают высшее образование сегодня. Растут нормативные показатели остепененности, штатности преподавателей, эти вопросы мы держим на особом контроле.

Развивается наша научная деятельность и ее результативность. Конечно же, основная часть исследований касается проблем образования всех уровней, от дошкольного до аспирантуры и дополнительного профессионального. Нас интересуют вопросы содержания образования, более всего – соотнесенность федеральных государственных стандартов наших (по педобразованию) и всех других уровней. Пока они разрабатываются не в очень-то логической взаимосвязи, и нам многое приходится делать самим. Тем более, что профессиональный стандарт педагога, который вводится, требует значительных изменений и в подготовке, и в самой педагогической деятельности. Этим мы активно занимаемся.

У нас три научные школы, Северо-Осетинский научный центр Поволжско-Кавказского отделения Российской академии образования. В поле наших интересов формирование российской гражданской идентичности. Кроме того, у нас достаточно серьезная психологическая научная школа. Мы активно занялись языковым образованием студентов как будущих педагогов.

Стоять и топтаться на месте не приходится, иначе можно запросто сойти с дистанции. Время так ускорено, и все, в том числе образование, так стремительно меняется. И здесь все, конечно же, зависит от научно-педагогического коллектива и его потенциальных возможностей.

– Какие были последние награды вуза?

– СОГПИ внесен во всероссийский реестр «Лучшие социально значимые образовательные учреждения» за качество предоставляемых услуг, а также за социальную значимость в своей отрасли в регионе. Мы на доске почета России в разделе «Образование и наука. Ведущие вузы», в лидерах конкурса «100 лучших вузов России» в номинации «Лучший педагогический вуз». А за успехи, достигнутые нашими студентами в конкурсе талантливой молодежи «Национальное достояние России», институт награжден Государственной думой специальным дипломом. Но это не главное. Мы просто честно и ответственно выполняем свою миссию – готовим учителей.

 
Пресс-служба СОГПИ