Мы часто спешим по улочкам города, мимолетно восхищаясь воистину великолепными старинными зданиями, не задумаясь ни на миг о том, какие секреты могут хранить их фасады. А если бы стены могли говорить, о чем бы поведали они? История длиною в более чем сто лет, недописанная и сегодня, расскажет о том, как сменялась власть, появлялись новые хозяева, но прежним оставалось одно – желание жить долго и беззаботно в маленьком уютном доме.
Александр Владимирович Замковой приехал во Владикавказ в конце XIX века для того, чтобы осуществить мечту всей жизни: построить здесь маленькое родовое гнездо и счастливо проживать со своей семьей. Он даже присмотрел прекрасное место – вблизи Александровского проспекта и театра располагалась тихая спокойная улочка – Ремесленная, где уже в то время селились важные городские персоны. Но в тот момент цены на недвижимость выросли, Замковые были вынуждены перебраться в Грозный. Там они приобрели маленький участок земли на окраине города, который по невероятному стечению обстоятельств оказался “нефтеносным”. Супруги долго не могли поверить своему счастью: теперь благодаря “черному золоту” они могли вернуться во Владикавказ и исполнить задуманное.
на фото В. И. Грозмани
Александр Владимирович всерьез раздумывал о строительстве особняка, когда познакомился с Владимиром Иосифовичем Грозмани (1840-1910 г.г.) – одним из самых известных архитекторов Северного Кавказа. Именно он выступил автором проекта дома.
Грозмани оставил большой архитектурный след в истории, среди его знаковых построек Ермоловские ванны в Пятигорске, дома для больных офицеров в Кисловодске, женская гимназия во Владикавказе.
В последние годы жизни он был деятельным гласным Городской думы Владикавказа. Вышел в отставку в 1901 г. в чине статского советника, управлял кирпично-черепичным заводом, открытым с бароном Штейнгелем в 1880 году.
Именно из кирпичей с этого завода строился особняк Замковых. На них и сейчас можно заметить оттиск с фамилиями владельцев – Штейнгель-Грозмани.
Кладка выполнена под расшивку швов профессионалами высокого уровня.
В 1905 году строительство было закончено. Аккуратный особняк в стиле модерн стал примером оригинальных архитектурных решений.
Окна представляют особый интерес. Их высота составляет три метра. При этом часть из них открывается, прокручиваясь по вертикальной оси.
Камень для подоконных и оконных элементов был привезен из Дагестана. Он обладает сорбционной способностью и активно сопротивляется разрушению под воздействием влаги.
Также из плотного естественного камня выполнены и другие конструкции здания, подверженные увлажнению – цоколь (он сделан из известняка-ракушечника) и карнизы.
Еще одним уникальным элементом стал силуэт кровли с имеющимся внутри развитым мансардным пространством. Световой фонарь освещал сверху вниз первый этаж – центральный зал парадной части здания.
Сегодня это пространство стало своего рода зоной отдыха работающих на втором этаже архитекторов. Установленное пластиковое полотно теперь не позволяет естественному свету проникать вниз. Раньше там были стекла.
В здании три камина. Белый находится в парадной торжественной части. Темный – в кабинете хозяина. В маленькой спальне – миниатюрный камин, который органично вписался в пространство комнаты.
В каминном зале потолок сделан из деревянных и выступающих ригельных конструкций. Карнизные элементы наверху из лепного декора выполнены в сложной орнаментальной форме.
По планировке здание имеет ярко выраженное зонирование с выделением гостевой и жилой частей здания. Но душой дома стал уникальный сценический портал.
За занавесками располагалась импровизированная театральная сцена. Для гостей готовились различные постановки.
Вход в портал с обеих сторон украшен аккуратными женскими головками в обрамлении цветов.
Для людей, впервые переступавших порог дома, становилось настоящим сюрпризом обнаружить домашний театр в необычном особняке Замковых.
Изначально территория, прилегающая к особняку, была благоустроена. Там располагался просторный сад с малыми архитектурными формами: фонтан, скульптурные композиции, беседки, клумбы, дорожки. Во дворе имелась небольшая конюшня.
До сегодняшнего дня не сохранились оригинальные металлические ворота. Если первоначально они предназначались для въезда экипажей, то позже их расширили для автомобилей.
Однако тайны дома кроются не только в уникальных архитектурных решениях, но и судьбах хозяев особняка, загадочных и трагических.
Чета Замковых была по-настоящему счастлива в своем небольшом, но красочном имении вплоть до смерти Александра Владимировича. Как утверждают историки, 12 декабря 1916 года недалеко от Реданта был найден перевязанный веревками сверток бурок с его телом.
По подозрению в убийстве был задержан князь Макаев. Предположительно, основной причиной стали деньги, которые Замковой хранил в сейфе.
В 20-е годы дом был отобран у вдовы для нужд советской власти.
В сентябре 1929 года во Владикавказ прибывает политический деятель Исидор Черноглаз, которого поселяют в особняке. Но и его жизнь вскоре обрывается фатально: в феврале 1930 года он был убит неизвестными.
Долгое время этот дом считался чуть ли не проклятым. Особо впечатлительные горожане слагали легенды о двух призраках-хозяевах дома, чья жизнь оборвалась внезапно. Некоторые утверждали, что где-то в переулках ночами бродят тени двух мужчин, отгоняя от особняка посторонних.
Шло время, вновь сменилась власть. Поменялось и название улицы. Первоначально она называлась Ремесленной в честь училища, построенного по инициативе Лорис-Меликова. 15 марта 1930 года была переименована Президиумом Владгорсовета V созыва в улицу Черноглаза в память о борце за советскую власть. Третьим и актуальным своим названием она обязана заслуженному артисту РСФСР Владимиру Баллаеву.
Сейчас в прелестном особняке из красного кирпича расположились городской ЗАГС и Союз архитекторов Северной Осетии. Тысячи людей переступают порог даже не догадываясь о том, как более ста лет назад здесь была счастлива одна маленькая семья, которая была уверена, что построила для себя дом своей мечты. Дом, которому суждено было пережить три политических режима и двух хозяев, оставаясь печальным безмолвным свидетелем прошлого и настоящего.