15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
-1°
(Дождь)
93 %
3 м/с
$ — 98.2636 руб.
€ — 103.187 руб.
В класс идут одни старики
17.11.2015
23:43
В класс идут одни старики

В Северной Осетии в первую очередь не хватает учителей осетинского языка и литературы.

Об этом «15-му Региону» сообщили в минобрнауки республики. По данным ведомства, в регионе 15 вакантных мест по этому предмету. Из них 4  во Владикавказе, а 11 в сельской местности, в частности, Моздокском районе. По мнению первого замминистра образования и науки Владислава Тотрова, такая ситуация связана с отсутствием выпускников из района, которые по целевому набору могли бы поступить в СОГУ на факультет осетинской филологии.

«Мы подготовили обращение от минобра в адрес как ректора СОГУ с просьбой принимать на обучение абитуриентов из Моздокского района, так и главы Моздокского района, чтобы он подобрал абитуриентов, которые желали бы получить эту специальность и потом вернуться работать в район. Кроме того, главе района в этой ситуации нужно было бы подготовить некоторые преференции для учителей осетинского языка: снимать для них жилье, оплачивать в какой-то мере проезд – так как просто так они туда не поедут. Если есть проблема, то на неё надо направлять ресурсы. Но пока это предложение остается без положительной реакции», – сказал Тотров.

Один из самых перспективных молодых учителей осетинского языка в республике Жанна Кораева, в свою очередь, отмечает тенденцию среди молодежи идти на факультет осетинской филологии, «если больше поступать уже некуда» и «учиться, чтобы не быть на улице». При этом вопрос сложности с методической литературой в школе по осетинскому языку, по ее словам, не стоит. Более того, есть и аудио и видеоматериалы для работы.

«Моя судьба складывалась поэтапно. Я активно занималась в школе осетинским языком, мне очень это нравилось. Как правило, участвовала в разных конкурсах осетинской словесности, олимпиадах. В вузе я поступила на три специальности, из которых выбрала осетинскую филологию. Это был осознанный выбор, я училась с удовольствием», – рассказала она.

Нехватка учителей существует и по английскому языку. Так, по данным минобра, в республике 13 вакансий по этому предмету. Господин Тотров отмечает, что это связано с небольшим количеством часов иностранного языка в школах, провоцирующим низкую зарплату. Этой же причиной Тотров объяснил дефицит учителей музыки (9 мест) и трудового обучения (6 мест).

«Студенты иняза неохотно идут работать в школы. Зачем человеку ехать работать в село за невысокую зарплату, если ему выгоднее взять частную группу в городе и зарабатывать больше. У учителя, к сожалению, низкий социальный статус. Мы стараемся сделать все, чтобы поднять заработную плату учителей. Пока что нам это не всегда удается, потому что бюджет не располагает такими возможностями. Но мы надеемся на рост в недалеком будущем, чтобы увеличить стремление молодых людей к получению педагогической специальности», – сказал Тотров.

Наряду с низкой начальной зарплатой, малым количеством часов и необходимостью брать классное руководство Жанна Кораева в качестве причины, по которой молодежь не хочет идти в школу, называет также особенности работы с современными детьми, которые «живут с ощущением, что им все дозволено» и «слишком затянуты в интернет».

«Некоторые в процессе работы просто понимают, что работать с детьми они не могут. Нужно уметь их понимать, быть с ними в одном пространстве и со своей точки зрения их уже направлять, учить. В каждом поколении есть свои плюсы и минусы. Они чувствуют себя сейчас очень уверено и раскрепощенно. Им неинтересно читать, неинтересны общественные дела. Нужно к каждому ребенку находить свой подход», – поделилась она опытом.

В школы Северной Осетии требуются и учителя математики (7 мест) и физики (4 места). Замминистра отметил, что в сложившейся ситуации проблемой становится нехватка молодых кадров на эти специальности.

«Значительная часть педагогического комплекса, особенно преподаватели математики, физики, химии – пенсионного возраста. Они педагоги высокого уровня. Но хочется, чтобы и молодежь участвовала в управлении системой образования. Тут и возникает проблема. Она связана с тем, что есть некоторое непонимание со стороны глав администрации местного самоуправления и СОГУ, недостаточная совместная работа по правильному приоритетному распределению выпускников в вузы республики», – сказал он.

Господин Тотров пояснил, что в прошлом году более 4 000 тысяч выпускников североосетинских школ сдавали во время ЕГЭ обществознание, при этом количество бюджетных мест на факультетах, на которые в качестве вступительного испытания принимается этот предмет, ограничено. В то же время главы администраций продолжают писать письма с просьбой предоставить целевые места на юридический, экономический факультеты, факультет управления и ряд других специальностей.

Замминистра назвал эту тенденцию «излишней гуманитаризацией высшего образования». Он также отметил, что министерство образования старается сделать все для того, чтобы привлечь в школы молодые кадры. В республике создан клуб молодых учителей, проводятся конкурсы молодых специалистов, реализуется программа развития математического образования. Кроме того, министерство образования совместно с руководством СОГУ прорабатывает вопросы увеличения приема на специальности математики, физики и химии, чтобы после обучения студенты возвращались работать в школу. Ректорат СОГУ, в свою очередь, принял решение принимать в этом году абитуриентов из районов на целевые места по "дефицитным" в плане молодых кадров специальностям (физика, математика, осетинский и иностранные языки).

«В целом система образования нашей республики достаточно неплохо укомплектована педагогическими кадрами. Единичные вакансии есть, они в принципе были и всегда. Когда общая ситуация на рынке труда будет стабильной, когда средняя зарплата будет привлекательной для того, чтобы молодые люди выбирали учительскую профессию, тогда дела пойдут в гору», – заключил Тотров. 

Карина 15-Хадаева