В селении Тиб отметили один из особо почитаемых сакральных праздников осетин — Таранджелос. Он берет своё начало в глубокой древности. Согласно нартскому эпосу, Всевышний уронил три слезы, оплакивая нарта Батраза. В тех местах, куда упали слезы, образовались три главных святилища Осетии.
«Три слезы Бога — Сызгъарин Таранджелос, Сау Мыкалгабыртæ и Урс Реком — упоминаются ещё в нартском эпосе. Реком празднуют обычно в воскресный день летом, а вот Мыкалгабыртæ и Таранджелос празднуют в четверг, в один день. Праздник отмечается во время сбора урожая Хоры бæрæгбон. Это праздник плодородия. Мыкалгабыртæ — праздник изобилия, как говорят у осетин, Бæркад. Одна из слезинок упала сюда, в селение Тиб», — рассказал Сослан Боциев, выходец из селения Тиб.
Тиб является одним из древнейших поселений Северной Осетии с богатым архитектурным и культурным наследием. В его окрестностях можно найти остатки древних крепостей, осетинских храмов и фамильных башен. Селение можно назвать большим башенным комплексом. В средние века оно было густонаселено.
«По данным описи из архивных данных, раньше в Тибе проживало около двухсот двадцати дворов. Были отсёлки — селения Верхний Тиб, Нижний Тиб (Боциты хъæу, Уелта, есть Гацоевых, Уанта, Тимцна). Это всё общие названия селения Тиб», — поведал Шамиль Кучиев.
Селение было много фамильным, в результате чего и образовались отсёлки, разбросанные по берегам реки Мамисон-дон. Каждый род хотел иметь свой отдельный участок земли и башню как символ независимости и силы. Сохранилась самая высокая башня на территории поселения — боевая башня Боциевых.
«Здесь жили девять фамилий — Кучиевы, Киргаевы, Багаевы, Икоевы, Айларовы, Тедеевы, Кадзовы, Кацоевы, Боциевы. Первым приехал сюда на охоту Кучиев из Верхнего Мизура. Они сначала жили в Дзивгисе, в Фиагдоне, оттуда пришли сюда и обосновались», — поделился Хетаг Кучиев, житель села Тиб.
Помимо множества древних боевых башен, жилищ и хозяйственных построек, в окрестностях селения расположено большое количество святых мест, и по сей день почитаемых осетинами.
«Тут семь святилищ. За праздничным столом с тремя пирогами мы их все вспоминаем: Аларды, который бережёт маленьких детей; за горой стоит Мады Майрам; чуть дальше в ущелье — Хоры Уацилла; дальше Цаком Уастырджи; Тимцынаи Уастырджи; и в лесу — Хуцауы кувæндон. А Святой Таранджелос находится тут, на вершине, над селом», — рассказал Хетаг Кучиев, житель селения Тиб.
По словам Хетага, Таранджелос отмечают три раза в год, но, в отличие от большинства национальных праздников, исключительно в четверг. Весной его празднуют после Пасхи, осенью в сентябре, зимой — в феврале.
«Когда выходцы из селения отмечают праздник плодородия, много фамилий приезжает из других районов республики и даже России, например из Волгограда, чтобы отпраздновать с нами праздник плодородия. Во время празднования просят, как правило, изобилия на будущий год и чтобы урожай был хороший. Просят Бога об изобилии во всех наших домах», — сообщил Шамиль Кучиев.
Праздник старинный и насчитывает уже много веков. Благодаря стараниям жителей села удалось сохранить традиции, и с каждым годом на праздник приезжает все больше гостей. На сегодняшний день собирается уже более двухсот человек.
«Мы стараемся, чтобы люди не забыли свою историю, не забыли праздник. Пытаемся возрождать традиции, и очень радует, что молодежи это тоже интересно, они приезжают. Благодаря нашим старшим мы можем передавать традиции и обычаи молодым. Тут, в селении, есть старейшина, он многое рассказывает, подсказывает, что и как делалось, как надо делать», — поведал Сослан Боциев.
В один день с Таранджелос по сей день отмечают и другой сакральный праздник — Мыкалгабыртæ, ещё одна слеза Бога. Праздник посвящён изобилию, а также оберегает от нечистой силы, болезней и бед. Согласно поверьям, жертвенное животное для праздника готовили заранее. На рогах делали насечки в виде креста, на шею надевали деревянную дугу. С Мыкалгабыртæ связано несколько чудесных легенд, одной из них с нами поделился Хетаг Кучиев, коренной житель селения Тиб.
«Раньше Мыкалгабыртæ находился чуть выше Бурона, там было святилище. Там до сих пор серпантин остался в лесу. Туда ходили молиться, но путь в гору был очень тяжелым, и людям было сложно подниматься. Среди наследников Мыкалгабыр был Додо Сикоев. Старейшины собрались и сказали: “Давайте решать, может быть, стоит перенести камень ниже и построить святилище ниже, чтобы людям было легче дойти до кувæндона”. Додо поднялся к Мыкалгабыртæ и увидел, что там, где святой куст, сидит орел. Лапы красные, глаза блестят, клюв ярко-красного цвета. И он отступил назад. Он был Дзуары лæг, и молился, он знал своё дело. И Додо сказал: “О Мыкалгабырт, если я ошибаюсь, то прости меня, а если нет, то отпусти меня, чтобы я этот камень взял, отнес вниз и мы построили бы новое святилище”. В этот момент орел взмыл в небо и сделал три круга. Это был добрый знак. Додо взял камень и отнес его вниз, на то место, где люди хотели поставить новое святилище. Место это находилось возле дороги. Через какое-то время Додо увидел сон, в котором голос сверху сказал ему: “Додо, убери меня отсюда, тут грязно. Невозможно, чтобы тут молились люди”. Тогда взяли этот камень и перенесли выше, в лес, и там поставили святилище. Это то, что я слышал от своего отца. Я заметил, что весной над этим святым местом пролетает орел, кружится над ним. Когда бываю там, я специально жду, когда он будет пролетать», — рассказал историю Хетаг Кучиев.