15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
18°
(Облачно)
30 %
4 м/с
$ — 92.2628 руб.
€ — 99.7057 руб.
Время собирать камни
03.11.2017
23:33

Во Владикавказе 29 октября завершился внеочередной IX съезд Международного общественного движения «Высший Совет осетин». Внеочередным съезд явился по причине ряда вопросов, требующих безотлагательного рассмотрения и принятия соответствующих решений. По мнению экспертов-этнологов, осетинский народ вплотную подошел к опасной черте, за которой под угрозой оказывается его сохранение как самостоятельного этноса.

Время собирать камни

Съезд собрал более полутысячи делегатов из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Турции, Сирии, Таджикистана. Южная Осетия также была представлена делегацией.

Инициатор проведения съезда недавно избранный председатель «Стыр Ныхаса» Руслан Кучиев считает, что: «Есть много народов, даже более многочисленных, чем осетины, но не имеющих своей территории и даже автономий в границах других стран. У нас же есть целая республика в составе великой России и Южная Осетия, являющаяся самостоятельным государством, но также стремящаяся к единству с Россией. Нам надо осознать потенциал, которым мы обладаем. При этом настоящим патриотам неведом шовинизм. Тот, кто пытается возвыситься за счет других – просто невежда. Мы живем в мире и дружбе с другими народами. Стыр Ныхас будет взаимодействовать со всеми национально-культурными обществами республики».

Важной представляется и позиция Главы республики, на которую во многом ориентировались участники съезда: «Осетия – общий дом для множества этносов. Каждому жителю республики, независимо от его национальности, должно быть комфортно жить в республике. Русские, греки, армяне и еще около семидесяти народов считают Осетию не просто местом жительства, а своей Родиной! Мы вместе строили республику, создавали её историю, экономику, культуру. Народы Осетии – это её богатство. Но вместе с этим, осетинский народ сейчас нуждается в самосохранении. Если на данном этапе не предпринять усилий по сохранению родного языка, культуры, традиций, то с течением времени мы растворимся, и обратный путь будет уже невозможен».

Некоторые представители общественности назвали съезд историческим событием ввиду того, что впервые он полностью проходил на родном языке. И это было весьма знаменательно еще и по причине того, что одним из главных вопросов, стоящих перед делегатами съезда было как раз-таки сохранение осетинского языка. Достаточно сказать, что язык является одним из главных компонентов духовной культуры этноса. По сути дела, и исчезнувшие, и ныне живущие народы делились и делятся по принадлежности к тому или иному языку. И аксиомой является то, что народ, утративший свой язык, сам исчезает с этнической карты мира. Именно потому данный вопрос в качестве одного из важнейших на данном этапе истории осетинского народа, обозначил в своем выступлении, в числе прочих проблемных, Вячеслав Битаров.

В связи с этим он рассказал участникам форума о том, что в Северной Осетии уже приняты первые реальные шаги по выправлению данной ситуации. Так, в республике начала свою работу первая Аланская гимназия, где образовательный процесс идет полностью на осетинском языке. Также глава сообщил, что совсем скоро впервые в истории Северной Осетии будет запущено вещание Национального спутникового телевидения, значительная часть программ которого будет вестись на осетинском языке. По задумке, данное телевидение, которое будет транслироваться на всю планету, станет важнейшим звеном, связывающим осетин всего мира.

Помимо этого, Вячеслав Зелимханович, отметил необходимость возрождения национальных традиций, которые играют важнейшую роль в воспитании молодого поколения. “Если старший фамилии сам не будет делать замечания младшим о его недостойном поведении в соответствии с агъдау, то вряд-ли этот младший встанет на правильный путь”, заявил с высокой трибуны Битаров. И в этом трудно не согласиться с главой. К сожалению, в последние годы многие наши “младшие” очень часто ведут себя недостойно, позволяя себе нецензурно выражаться в общественных местах, употреблять спиртные напитки, не говоря уже о пристрастии к наркотикам, что стало настоящим бедствием. Если добавить к этому нравственное разложение среди осетинского общества, аморальное поведение некоторой его части, большой процент разводов, что никогда не было характерным для осетин, то озабоченность руководителя республики вполне понятна.

Стоит также отметить, что патриотический настрой многих делегатов съезда, самого главы республики и членов Правительства был выражен и визуально. Так, Вячеслав Битаров, Руслан Кучиев и ряд министров прибыли на мероприятие в национальной одежде – традиционных кавказских черкесках и папахах. Это безусловно внесло определенный колорит в заседание и создавало в зале атмосферу причастности к по настоящему важному событию, где, что называется, и словом и делом подчеркивалась приверженность руководителя республики и его окружения к уважению духа предков, возрождению осетинской духовной и материальной культуры. Это также, пожалуй, было для нашей республики впервые, когда руководитель республики облачается в национальную одежду на официальных мероприятиях. Совершенно очевидно, что данное нововведение воспринято подавляющей частью населения республики со знаком плюс. Впрочем, как всегда нашлись злопыхатели, которые прошлись по теме черкесок в социальных сетях, назвав это популизмом и возвращением в мрачное средневековье. Конечно же, данные заявления некоторых горе-блогеров не выдерживают никакой критики и являются ничем иным, как дешевой попыткой исказить суть приверженности Главы к национальным истокам, уважению к культуре и традициям славных предков осетин. Почему-то те же казаки, носящие такие же черкески уже более двадцати лет не вызывают такой реакции этих так называемых “акул” оснета. Значит дело не в самих черкесках, а в том, что очевидно этими “великими” журналистами и блогерами, выполняется заказ определенных лиц, любыми путями дискредитировать главу республики. И раз нет более серьезных поводов к критике главы, чем надетая национальная одежда, значит, он на верном пути. И это лишний раз свидетельствует об ангажированности критиканов, пытающихся поднять бурю в стакане. Так что все инсинуации на эту тему выглядят довольно жалко и смешно и очень жаль, что для тех, кто спекулирует темой “черкесок”, политическая конъюнктура и сиюминутная выгода куда важнее уважения к своей культуре и памяти своих предков.

Еще одно решение, принятое съездом, также возбудило сверхкритично настроенную к главе небольшую группу активных пользователей социальных сетей – обращение делегатов съезда к парламенту республики с просьбой наделить данную общественную организацию правом выносить на обсуждение в парламенте наиболее важные для осетинского народа вопросы. На мой взгляд весьма здравое предложение, учитывая всю важность стоящих перед организацией задач. Непонятно, чем так напугала некоторых завсегдатаев социальных сетей перспектива внесения в парламент тех или иных инициатив данной организацией. Тем более, что в конечном итоге представленные “Стыр Ныхасом” законопроекты будут рассматривать депутаты Законодательного Собрания, в обязанность которых и входит принятие законов. Сама же организация естественно будет неправомочна принимать никаких законов, а потому при всем желании сделать из этого очередную страшилку для общественности, ну никак не получится.

Что касается дальнейших планов “Всеосетинского Совета Стыр Ныхас”, то избранный координационный совет наметил план работы, а следующий съезд осетинского народа по предложению Президента Южной Осетии Анатолия Бибилова решено провести в Цхинвале.

Роланд-15 Курбанов