15-й Регион. Информационный портал РСО-Алания
Сейчас во Владикавказе
11°
(Облачно)
87 %
2 м/с
$ — 92.0134 руб.
€ — 98.7187 руб.
Новинка сезона: арфа есть!
20.11.2014
14:26
Новинка сезона: арфа есть!

Умелец из Ардона Тимур Илаев воссоздал двенадцатиструнную арфу конца XVII века, под аккомпанемент которой сказители исполняли эпос осетинского народа. В планах у него — продолжить воссоздание других аутентичных осетинских инструментов.

«Работу с деревом я люблю с детства, однако профессионально этому не учился нигде, — рассказывает Тимур Илаев. — Изготавливать музыкальные инструменты научился у народного умельца Сослана Моураова».

Сам Моураов еще при жизни не раз говорил, что «можно умереть спокойно лишь в том случае, когда передашь свои знания молодому поколению». «Очень большие надежды в плане воссоздания народных инструментов возлагаю на Тимура, — говорил ныне покойный мастер. — Он быстро обучается и делает свою работу от всей души. В работе с деревом это особенно важно». Сам Моураов при жизни успел, помимо создания большого количества инструментов, воссоздать копию сарматской арфы, которая хранится в одном из музеев Германии.

После смерти мастера Тимур Илаев остался единственным умельцем в республике, изготавливающим из дерева старинные народные инструменты. В настоящее время он является солистом театра оперы и балета Северной Осетии. Помимо возрождения и реконструкции старинных осетинских инструментов, он также исполняет древние осетинские обрядовые и эпические песни.

Воссоздавал двенадцатиструнную арфу (дыууадӕстӕнон фӕндыр) Илаев у себя дома в течение полугода по трем сохранившимся фотографиям, которые сделали археолог Евгения Пчелина и композитор Борис Галаев. Они в разное время сфотографировали арфу на коленях сказителя Гаха Сланова, а также в двух ракурсах — сбоку и снизу.

Последний инструмент, дошедший до наших дней, датировался концом XVII века, на нем народный сказитель играл в начале XX века. В конечном итоге эта арфа была украдена из национального музея республики, и по сей день не найдена.

«Фотографии нечеткие, в них сложно было разглядеть вырезанные на инструменте рисунки — орнамент, солярные знаки, которые, по мнению историков, несут огромный сакральный смысл. Именно поэтому я не хотел упустить ни одного штриха, ни одной линии, чтобы инструмент стал точной копией», — сказал Илаев.

При воссоздании арфы были сохранены и ее точные размеры. Их молодой мастер просчитал с помощью компьютерной программы, ориентируясь на размеры пальцев сказителя на фото.

Не обошлось и без мистики во время создания инструмента. Так, Тимур неоднократно общался во сне со сказителем Гаха Слановым. «Работа над инструментом поначалу давалась очень трудно, работал я по ночам, когда все дома спят, и каждый раз думал, что же все-таки получится в итоге. Однако отчаиваться мне не давали внутренние силы и Гаха Сланов во сне. Он будто вдохновлял меня что ли», — рассказывает Илаев.

Кроме того, при посещении Тимуром одного из почитаемых святилищ республики Реком арфа умельца заиграла без посторонней помощи. «Я только достал арфу из чехла и приготовился поиграть на ней в святилище, как из нее начала доноситься чудесная музыка, — рассказывает Тимур Илаев. — Это, конечно, объяснимо — ветер развевал так струны, но мелодия была очень необычная, гармоничная».

Двенадцатиструнная арфа молодого умельца уже получила высокую оценку представителей минкульта республики и историков. По их мнению, старинные осетинские инструменты, которые хранятся лишь в музеях или же остаются запечатленными лишь на фотографиях и иллюстрациях в книгах, обязательно должны звучать в республике.

«После смерти Сослана Моураова Тимур Илаев остался единственным умельцем, который воссоздает национальные инструменты, — говорит замминистра культуры Мадина Атаева.— У нас есть фабрика «Фӕндыр», но они не воссоздают, а производят лучшие на Кавказе народные инструменты. Поэтому труд Тимура — неоценим для культуры республики. Сегодня одна из важных тенденций в музыке — это стремление к аутентичному звучанию. Музыку Моцарта исполняют на инструментах его времени, что производит совсем другое впечатление. Так же и в случае исполнения осетинской музыки».

При дальнейшем воссоздании инструментов Тимур Илаев намерен использовать материалы животного происхождения — конский волос для струн, шкуру ягненка для изготовления волынки и т.д.

«На мой взгляд, воссоздавать старинные музыкальные инструменты необходимо из материалов, которые использовались раньше. Только в этом случае аутентичный инструмент зазвучит по-настоящему», — сказал Илаев.
Лена 15-Цагараева